Семь секретов Мусы Алиева

 

Азербайджанец, он учил россиян азам геологии, алжирцам открыл секреты их нефтяной Сахары, в Юрском периоде отыскал неизвестного персонажа, издал капитальные труды по стратиграфии мезозойской фауны, выступил на научных конференциях в Мексике, Дании, Индии, Ливане. И признался в любви трем женщинам: жене, дочери и Отчизне. - Муса Алиев был выдающимся человеком, - сказал заместитель генерального директора ЮНЕСКО по естественным и точным наукам Эрделен, открывая в Париже симпозиум, посвященный 100-летию ученого. - Именно он запустил в производство проект освоения Нефтяных Камней.

Потом Эрделен признается, что с огромным удовольствием готовил симпозиум, потому что его впечатлила необычная жизнь и деятельность азербайджанского палеонтолога. Об этом говорили все участники научной конференции, а это были ученые с мировым именем. "Традиции, которые заложил в нефтяной науке Муса Алиев, живут и сегодня: мы используем их в нашей работе", - как бы подытожила дискуссию представитель ТОТАЛЬ француженка Катрин Грассе.

После возвращения из Парижа я встретилась с вице-президентом НАН академиком Акифом Ализаде. Я знала, что он был учеником Мусы Мирзоевича, часто общался с ним в Баку и Москве, любил его и высоко оценивал.

- Да, я имел такое счастье встречаться с ним, работать рядом, наблюдать его, слушать, - подтвердил академик. Потом, помолчав, добавил: - Знаете, дело не только в том, что Муса Мирзоевич был замечательный ученый и педагог. Это был самый добрый человек, которого я знал.

ЕГО ПОРТРЕТ

Перелистываю семейный фотоархив под комментарий дочери ученого - Рены ханум Пашаевой....

У Мусы Алиева удивительное лицо. Поражает харизма и мягкость - это нельзя сделать. Это идет изнутри и связано с достоинством жизни, которое так сильно в их роду. Это написано на всех лицах его предков: соединение силы и энергии, внутренней свободы и какой-то мудрой терпимости. Пытаюсь собрать воедино обрывки впечатлений не как документалист... хочу представить взросление героя, перенести его в "будущее время", в пространство, куда проецируются желания подростка, о котором он еще не знает, но мы уже знаем...

В 18 лет Муса Алиев выпускник ашгабатской средней школы с математическим уклоном. Высокий, стройный мальчик, глаза темно-карие, взгляд мягкий, чистый, с затаенной грустью.

А может, настороженный? Время выбора пути...

В 23-28 выглядит спортивным и динамичным юношей. За плечами горнорудный факультет Азербайджанского политехнического института. Большинство фотографий этого периода сделано во время экспедиций, на горных перевалах, в геологических партиях, которые он возглавлял. Он исходил, изъездил на лошадях и полуторках всю республику. Но взгляд тот же мягкий, чистый, с доброй улыбкой. Пожалуй, это самое счастливое время молодого ученого - он защищает кандидатскую диссертацию. Он проникает в Юрскую эру биографии земли, открывает неизведанные пласты палеонтологии и стратиграфии. Перед ним распахиваются горизонты.

В 29 лет - густая шевелюра над высоким лбом - волосы очень черные. Красивый, стройный, сдержанная пластика. Строгие костюмы. Положение обязывает. Он - декан, а затем и первый ректор-азербайджанец Азербайджанского индустриального института. Он полон энергии и энтузиазма: "Поступайте на нефтяной факультет АККИ! Он готовит командиров нефтяной промышленности!" (Из газеты "Втузовец" 1938 года).

В 40-45 лет - взгляд мягкий, светлый, но это светлость не от счастливого неведения жизни. Наоборот, он полон знания и опыта. Силы и простоты, и это вызывает симпатию и уважение. Природную чистоту взгляда усиливает уже белоснежная шевелюра, которая очень идет президенту Национальной Академии наук. И в 60, и в 70, и до конца своей долгой, нелегкой, бурной жизни он оставался красивым, подтянутым, седовласым, с "лицом, на котором природа нарисовала мудрость и доброту" (Акиф Ализаде).

ЕГО ТРУДЫ

О работах Мусы Алиева написано и сказано на различных конференциях и симпозиумах очень много, и рассказать коротко о его вкладе в науку трудно. Ограничусь дайджестом.

Главное открытие он сделал в 27 лет, когда блестяще защитил диссертацию. Это была его первая научная работа, связанная с иноцерамидами. Он изучал их практически всю жизнь. Знал о моллюсках Юрского периода больше, чем о своих соседях по дому. Знал их огромные коллекции. Ревизовал всю мировую литературу по этой тематике. И в результате выделил ранее неизвестный род. Назвал его церамус-азербайджаниус, обеспечив новому обитателю статус-кво и прописку в мировой палеонтологической номенклатуре.

..

 

Надежда ИСМАЙЛОВА 

 

Зеркало. – 2010. – 9 января. – С. – 27.