Турция временно "возвращается" на Южный Кавказ

 

Не потому ли, что в арабо-мусульманском направлении есть потери?

 

Однодневный визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан, оказывается, имел "историческую значимость". По крайней мере, так считает посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыч.

Сразу возникает вопрос: в чем же кроется эта историческая значимость? Ведь во время "традиционно рабочего" визита премьер-министра Турции ничего сногсшибательного не произошло. Стороны поклялись в верности на веки и разошлись по домам. Но это только на первый взгляд...

"Зеркало" сразу после завершения визита Р.Т.Эрдогана предположило, что одной из главных задач турецкого премьера была демонстрация значимости роли официальной Анкары перед Евросоюзом и США в решении региональных проблем, что имеет важное геополитическое значение для западных партнеров Турции. Для этого необходимо было вывести из тупика азербайджано-турецкие переговоры по газовым соглашениям. Решение данного вопроса имеет жизненное значение для обеспечения энергетической безопасности Европы и реализации геополитических интересов США в регионе, так как открывает путь к реализации проекта по созданию энергетического коридора Восток-Запад в целом и "Набукко", в частности.

Р.Т.Эрдоган справился с этой задачей, причем не отходя от кассы. Именно для того, чтобы оперативно на месте решить этот вопрос, он взял с собой министра энергетики и природных ресурсов Танера Йылдыза. Сразу по завершении переговоров с президентом Азербайджана Р.Т.Эрдоган "бодро рапортовал", что все разногласия улажены, и никаких препятствий для успешного завершения переговоров не существует.

Одно то, что после беседы на высшем уровне удалось устранить все проблемы, свидетельствует о том, что они носили политический, а не технический характер, о чем ранее утверждала азербайджанская сторона. И вообще, азербайджанская сторона по поводу и без очень часто ссылается на технические причины, чем в последующем ставит себя, скажем так, в неудобное положение. Например, долгое время официальный Баку, притом на достаточно высоком уровне, объяснял задержку с отменой визового режима с Турцией именно "техническими причинами", которые якобы предполагалось устранить за очень короткий срок. Но потом объявили, что Азербайджан "не готов" и даже неизвестно, когда конкретно будет готов к отмене визового режима с Турцией. Притом потом почти публично признали, что проблема имеет политическую подоплеку. Но об этом чуть ниже.

А Х.Кылыч объявил примерные сроки подписания газовых контрактов. По его словам, переговоры между Азербайджаном и Турцией по транспортировке "голубого топлива" могут завершиться до сентября, заявил он на пресс-конференции, о которой "Зеркало" писало во вчерашнем выпуске. В рамках визита премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана в Баку состоялась встреча между руководством ГНКАР и министром энергетики и природных ресурсов Турции.

Стороны достигли договоренности о скорейшем завершении процесса переговоров. По его словам, переговоры по этому соглашению продвигаются успешно. Транзитное соглашение предполагает продажу 10 миллиардов кубических метров азербайджанского газа напрямую в Европу через территорию Турции. Основным источником для поставок азербайджанского газа в Европу через территорию Турции является вторая стадия разработки месторождения "Шахдениз", добыча первого газа в рамках которой предполагается к 2017 году. В Европу могут экспортироваться 10 миллиардов кубических метров газа в год. "Здесь имеется ряд технических проблем, и я надеюсь, что процесс завершится до сентября", - отметил посол, не уточнив сути проблем.

Одним словом, в сентябре газовые вопросы будут окончательно согласованы, но есть принципиальное согласие сторон.

О том, что задержка с подписанием газовых соглашений связана с тактическими разногласиями между официальными Баку и Анкарой, а не желанием Азербайджана в угоду России торпедировать реализацию проекта по созданию энергетического коридора Восток-Запад, важным составляющим которого является "Набукко", было известно давно. Азербайджан не мог, да и не желал никогда этого делать.

С одной стороны, диверсификация путей транспортировки энергоресурсов из Каспийского бассейна полностью отвечает долгосрочным экономическим и национально-государственным интересам Азербайджана. С другой стороны, Азербайджан давно пересек Рубикон, когда мог самостоятельно решить данный вопрос, особенно с учетом уровня политико-экономической вовлеченности наших западных партнеров в реализацию нефтегазовых проектов региона.

За нарушение принципов демократии и прав человека нас время от времени могут журить, но не наказывать, пока ситуация в данных сферах не влияет на реализацию экономических и геополитических интересов Запада в регионе. Бизнес, как известно, очень тонкое дело. Отказ от выполнения долгосрочных обязательств чреват серьезными, притом необратимыми последствиями.

Кроме того, уже никому не секрет, что официальный Баку использует газовые соглашения исключительно для давления на Анкару, чтобы предотвратить процесс нормализации армяно-турецких отношений до урегулирования карабахского конфликта. Так было после подписания пресловутых цюрихских протоколов, что было признано самим министром энергетики и природных ресурсов Танером Йылдызом, так происходит и сейчас, когда стало известно, что Турция собирается применить тактику "мелких шагов" в нормализации отношений с Арменией, чтобы особо не раздражать Азербайджан. Можно предположить, что в Баку Р.Т.Эрдоган обещал, что эти "мелкие шаги" не выйдут за рамки "допустимого", по крайней мере, до урегулирования карабахского конфликта.

А что касается "Набукко", то нельзя не заметить, что официальный Баку в последнее время не упускает возможности, чтобы заявить о поддержке этого проекта, особенно перед западными партнерами.

Азербайджан поддержит проект газопровода "Набукко" своей инфраструктурой и прочими техническими возможностями. Как сообщает 1news.az, об этом говорится в интервью министра промышленности и энергетики Азербайджанской Республики Натика Алиева журналу "The Business Year" - "The Business Year - Azerbaijan 2011", посвященном 20-летию независимости Азербайджана.

Отвечая на вопрос о том, в каком количестве Азербайджан готов поставлять газ в "Набукко", министр отметил, что Азербайджан всегда заявлял о своей готовности поддержать реализацию этого проекта. "Предполагаемая мощность трубопровода составит 31 млрд. кубометров газа в год, а стоимость - 7,9 млрд. евро. В рамках данного проекта Азербайджан может выступать как страной-транзитером, так и поставщиком газа, поскольку проект рассматривается в качестве приоритетного в свете диверсификации путей поставок газа", - отметил Н.Алиев. По словам министра, исходя из объемов подтвержденных запасов газа в Каспийском регионе и на Ближнем Востоке, проблем с заполнением трубопровода "Набукко" быть не должно. "Ирак, Азербайджан и Туркменистан рассматриваются в качестве потенциальных поставщиков газа для "Набукко". Согласно данным ВР, Азербайджан имеет 1,2 трлн. кубометров газа, Ирак - 3,17 трлн. кубометров, Туркменистан - 7,94 трлн. кубометров подтвержденных газовых ресурсов по состоянию на 1 января 2009 года. После реализации второй фазы газового месторождения "Шахдениз" объем поставок для "Набукко" на первой стадии может составить 8 млрд. кубометров газа.

 

Р.Миркадыров

 

Зеркало. – 2011. – 4 августа.с. 1.