С Россией дружить невыгодно

 

Но провоцировать с ней противостояние тоже не стоит

 

На переговорах президентов России и Азербайджана состоялся обмен мнениями по взаимодействию в гуманитарной сфере. "На октябрь этого года в Баку запланировано проведение первого Бакинского международного гуманитарного форума под патронажем президентов России и Азербайджана", - сообщили в пресс-службе главы РФ, напомнив, что оргкомитет форума возглавляют руководители администраций президентов двух стран.

Кроме того, приоритетное внимание на переговорах было уделено и реализации достигнутых по итогам официального визита президента РФ в Баку в сентябре прошлого года договоренностей в торгово-экономической, энергетической, инвестиционно-банковской сферах. По данным российской стороны, товарооборот между двумя странами в январе-мае этого года составил 1,12 миллиарда долларов (рост на 86,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года). При этом российский экспорт - 935,4 миллиона долларов (рост на 83,7%), импорт - 184,6 миллиона долларов (рост на 101,4%).

Межправительственную российско-азербайджанскую комиссию с российской стороны возглавляет вице-премьер, полпред президента в СКФО Александр Хлопонин.

Предполагалось, что еще одним вопросом повестки дня переговоров двух президентов могло стать продление аренды Габалинской РЛС.

Для решения любых вопросов в межгосударственных отношениях необходимо полное совпадение взглядов. Но важной составляющей являются еще и политическая воля сторон, реальные возможности и, наконец, взаимные интересы. Если рассматривать круг обсужденных президентами России и Азербайджана вопросов, то с точки зрения совпадения интересов получается не очень приятная для сторон картина. Но обо всем по порядку...

Начну с карабахского конфликта. Выступив до начала встречи с Ильхамом Алиевым перед журналистами, Дмитрий Медведев отметил, что на встрече главное внимание будет уделено путям урегулирования нагорно-карабахского конфликта: "Естественно, один из важнейших вопросов - это решение нагорно-карабахского конфликта. Я бы хотел провести очень откровенную беседу о том, что мы должны делать в дальнейшем, как будут развиваться события, учитывая трехсторонние переговоры в Казани и предыдущие встречи". Дмитрий Медведев предложил Ильхаму Алиеву провести широкий обмен мнениями по двусторонним, региональным и международным вопросам: "Экономические проблемы, созданные глобальной финансовой системой, не дают нам возможности скучать".

Напомню, что с президентом Армении С.Саркисяном Д.Медведев встретится 12 августа в Казахстане на саммите ОДКБ.

Ранее, 24 июня в Казани переговоры по Карабаху с участием президентов России, Азербайджана и Армении провалились. Стороны не смогли договориться по базовым принципам урегулирования и выступили с взаимными обвинениями. После этого президент России направил в Ереван и Баку главу МИД Сергея Лаврова с предложениями по карабахскому процессу. Армения и Азербайджан отправили официальные ответы на предложения Д. Медведева. Их содержание не раскрывается.

Однако обращает на себя внимание то, что армянская сторона вообще никак, даже в общих фразах, не стала официально комментировать ни послание Д.Медведева С.Саркисяну, ни ответ президента Армении российскому коллеге.

Этот редкий факт является верным доказательством того, что в Ереване не были в восторге от новых предложений Д.Медведева по урегулированию карабахского конфликта.

Я почти уверен в том, что президент России Д.Медведев на самом деле желает достижения прогресса в урегулировании карабахского конфликта. Иначе незачем ему было так сильно позиционировать себя в качестве посредника в урегулировании данного конфликта. Но получается, что возможности влияния Москвы, по крайней мере, в лице президента Д.Медведева, на "единственный форпост России на Южном Кавказе", коей является Армения, весьма ограничены.

Может быть, премьер-министр Владимир Путин имеет более действенные рычаги влияния на Армению. Но он не желает привести их в действие. В.Путин высказывает свою позицию по любой международной проблеме - начиная с "арабской весны" до размещения элементов противоракетной обороны США в Европе. А вот по поводу перспектив урегулирования карабахского конфликта молчит.

Многие в российской политической элите, да и в экспертном сообществе тоже, считают, что ныне существующий статус-кво полностью отвечает интересам России, так как позволяет ей, спекулируя ситуацией, "держать под контролем" как Армению, так и Азербайджан.

Может быть, удалось бы добиться поддержки со стороны Москвы в необходимости сдвинуть карабахское урегулирование с мертвой точки, если бы Азербайджан согласился на размещение в регионе конфликта исключительно российских миротворцев. Но думаю, что официальный Баку "хорошо усвоил" еще один "урок" пятидневной грузино-российской войны 2008 года. Размещенные в зоне конфликта российские миротворцы сами по себе являются угрозой. Притом они являются как угрозой справедливому урегулированию конфликта, так и для самой власти. Ведь, на самом деле, если бы Д.Медведев под давлением Запада "не решил остановить российские войска", которые стояли в 15 километрах от Тбилиси, М.Саакашвили сегодня не было бы у власти. Одним словом, тут диаметрально противоположные интересы.

Перейдем к статусу Каспийского моря. Статус Каспийского моря регулировался договорами 1921 и 1940 годов между Советским Союзом и Ираном. Переговорный процесс по установлению нового правового статуса продолжается до сих пор, ряд стран заключил двусторонние соглашения.

В июле 1998 года между Казахстаном и Россией были заключены соглашения о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года - протокол к данному соглашению. А 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года были заключены соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

В свою очередь Иран предложил разделить море на равные части (каждой стороне по 20%). Азербайджан отказался от такого принципа раздела моря - в этом варианте третья часть каспийской части Азербайджана переходила бы под юрисдикцию Ирана. Прибрежные государства в ноябре 2003 года в Тегеране подписали Рамочную конвенцию о защите морской среды Каспийского моря.

И все же главная проблема, существующая между Россией и Азербайджаном по этой тематике, связана не с определением национальных секторов, а параметрами самого статуса Каспийского моря. По сути, Россия требует того, чтобы она имела право вето на строительство трубопроводов по дну Каспия со стороны Туркменистана в Азербайджан. Все дело в необходимости сохранения российской монополии на европейском газовом рынке, по крайней мере, до урегулирования американо-иранского конфликта, что предоставляет России определенные выгоды геополитического характера. Притом другие государства никогда не смогут воспользоваться правом вето в отношении России, так как Москве незачем и неоткуда строить трубопроводы по дну Каспия.

Азербайджан не желает, да и не может согласиться с этим требованием России. Не желает потому, что это противоречит национальным интересам, притом в долгосрочной перспективе. Не может, так как уровень вовлеченности наших западных партнеров в реализацию энергетических и коммуникационных проектов и связанных с ними геополитических интересов в Каспийском регионе и в Азербайджане настолько высок, что официальному Баку никто не позволит принять самостоятельное решение. Никто также не позволит Азербайджану торпедировать реализацию проекта по созданию энергетического коридора Восток-Запад. Таким образом, и по данному вопросу интересы сторон диаметрально противоположны. Перейдем к вопросу об аренде Габалинской РЛС.

 

 

Р.Миркадыров 

 

Зеркало. – 2011.  -10 августа. – С. 1.