Выбор пока за селянами

 

Но время уже не терпит

 

Истек трехмесячный срок, предоставленный азербайджанской стороной жителям сел Храх-Уба и Урьян-Уба для принятия решения о легализации в Азербайджане или переезда в Дагестан.

То есть сразу отметим - время у этих людей было. Однако, не стесняя себя в выражениях, российские СМИ передают, что "насильственной депортации" удалось избежать после переговоров главы Дагестана Магомедсалама Магомедова и первого вице-премьера правительства Азербайджана Ягуба Эюбова.

До 24 августа жители Храх-Уба и Урьян-Уба, являющиеся гражданами России и выходцами из Дагестана, должны были определиться - оставаться в Азербайджане и отказаться от российского гражданства или переселиться в Дагестан.

Ранее азербайджанская сторона предложила несколько возможных вариантов решения проблемы: временная или постоянная регистрация на территории Азербайджанской Республики (в этом случае граждане России теряют право владения и распоряжения землей, на которой расположено их имущество - по азербайджанскому законодательству иностранным гражданам земля не выдается); принятие гражданства Азербайджана без отказа от гражданства России; продажа домов и имущества и переезд на территорию РФ.

23 августа состоялся телефонный разговор между президентом РД Магомедсаламом Магомедовым и первым вице-премьером правительства Азербайджана Ягубом Эюбовым, сообщили в пресс-службе главы Дагестана. Магомедсалам Магомедов проинформировал Ягуба Эюбова о том, что 19 августа состоялась его встреча с президентом России Дмитрием Медведевым, во время которой руководитель страны был поставлен в известность о данной проблеме.

По словам президента РФ, в ближайшее время будет подготовлена федеральная целевая программа переселения жителей анклава в Дагестан.

Магомедсалам Магомедов попросил власти Азербайджана до реализации программы приостановить выселение жителей двух сел. По словам главы Дагестана, данное предложение со стороны азербайджанских властей было встречено с пониманием.

"Я считаю, что удалось избежать крупного международного скандала, так как фактически готовилась насильственная депортация российских жителей из Азербайджана. Главе Дагестана удалось в последний момент убедить азербайджанскую сторону не предпринимать столь неосмотрительных шагов", - заявил "Кавказскому узлу" депутат Народного собрания Дагестана, руководитель фракции "Патриоты России" Эдуард Хидиров, который был избран представителями сел для переговоров с азербайджанской стороной.

Но самым интересным и весьма неожиданным для граждан Азербайджана можно считать объяснения этого же Э.Хидирова по поводу того, почему люди из двух сел так до сих пор и не перебрались в Дагестан. "Большинство жителей были согласны на переезд в Дагестан, однако их не устраивала сумма компенсации, предлагаемой азербайджанской стороной", - рассказал дагестанский депутат.

И вот тут сразу же возникает вопрос: а почему, собственно, Азербайджан должен выплачивать компенсацию лицам, являющимся гражданами иностранного государства и принявшим решение уехать? И почему наши власти стыдливо замалчивали до сих пор столь странное обстоятельство решения этого вопроса?

Не Россия ли должна заниматься этими проблемами? Ведь Москва признала российское гражданство за населением Храх-Убы и Урьян-Убы и выдала им свои паспорта. Кроме того, РФ открыто называет себя правопреемницей СССР, при котором и появились эти странные проблемы с наплевательским отношением к административным границам суверенных республик. А это значит, что Россия и должна взвалить на себя груз ответственности за решение проблем жителей двух сел, принадлежащих АР.

И еще. Тут более чем уместно напомнить тем, кто до сих пор находится в неведении, что 3 сентября 2010 года президент России Дмитрий Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали "Договор о государственной границе между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией". И в соответствии с ним процесс делимитации и демаркации российско-азербайджанской границы считается полностью завершенным. Согласно документу, ни о каких анклавах России в пределах Азербайджана речи не идет.

Еще в феврале российское дипломатическое ведомство подтвердило, что в настоящее время у России и Азербайджана нет взаимных территориальных претензий. Тогда об этом сообщил департамент информации и печати МИД РФ. "Граница между нашими странами определена как по дну Каспийского моря, так и по суше", - сказал официальный представитель министерства Александр Лукашевич.

По его словам, линия сухопутной границы установлена Договором о государственной границе, который был подписан президентами Российской Федерации и Азербайджана 3 сентября 2010 года в Баку. Она соответствует бывшей административной границе между Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР.

Говоря о проблемах двух небольших сел в Азербайджане, в которых проживают российские граждане, дипломат отметил, что о них хорошо известно и в Москве, и в Махачкале, и в Баку. "Возникновение проблемы относится к тому давнему периоду, когда в Советском Союзе никто не мог себе представить, что великая страна распадется, а административные границы станут государственными", - напомнил он.

Судя по имеющимся в МИД РФ материалам, в годы советской власти между Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР была осуществлена взаимная передача небольших территорий во ВРЕМЕННОЕ (! - авт.) пользование в сельскохозяйственных целях.

Дагестан получил в Азербайджане во временное пользование земли для остановки перегоняемого на зимние пастбища скота. Там постепенно образовались постоянные пастушьи стоянки, возникли жилые дома.

Так появились населенные пункты Храх-Уба и Урьян-Уба. Срок действия решения правительства СССР от 1954 года об обмене территориями окончательно истек в 2004 году. Иных документов, в которых говорилось бы о наличии принадлежащих России территорий в Азербайджане, ни в центральных, ни в республиканских архивах не обнаружено.

Примерно с конца прошлого года Миграционная служба Азербайджана стала вручать жителям Храх-Убы и Урьян-Убы извещения, в которых россиянам предлагалось принять гражданство Азербайджана. Но люди сами отказались от того, что дало бы им право и дальше жить на привычных местах без каких-либо проблем в условиях, как минимум, не худших, чем в том же Дагестане.

Несмотря на это, 23 мая в Махачкале прошел митинг, собравший около ста жителей села Храх-Уба. Его участники выражали недовольство тем, что федеральные власти и руководство Дагестана не предпринимают никаких шагов для решения вопроса о статусе жителей села.

Официальная точка всем этим спорам была наконец положена 17 июня 2011 года, когда Государственная дума Российской Федерации ратифицировала договор между Россией и Азербайджаном о государственной границе, который был заключен в Баку 3 сентября 2010 года между президентами.

Считается, что с тех пор острота вопроса о дальнейшей судьбе этих российских граждан, проживающих на территории Азербайджана, вроде бы сгладилась. Об этом заявил 18 июля в Москве на совместной с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым пресс-конференции глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Он сказал, что законодательство Азербайджана позволяет жителям сел Урьян-Уба и Храх-Уба сделать выбор: либо получить гражданство Азербайджана по упрощенной схеме, либо сохранить гражданство России и встать на учет в Миграционной службе, либо переселиться в Российскую Федерацию. Как заметил Э. Мамедъяров, представители Азербайджана и России находятся в постоянном контакте по этому вопросу.

Особое внимание недовольных этими условиями должно обратить на последовавшее затем выступление Сергея Лаврова. Глава МИД России заявил, что "сам вопрос возник в 1950-е годы прошлого века, когда решением союзных властей было условлено, что жители Дагестана могут пасти скот на территории Азербайджанской ССР. В том решении было особо оговорено, что этот режим применяется только для целей использования пастбищ, без права сооружения постоянных построек. То, что произошло, произошло. Все жили в одном государстве, в регионе существовали две деревни. Когда Россия и Азербайджан обрели статус суверенных государств, возникла известная коллизия, но не правовая, так как в юридическом отношении эти земли никогда не входили в состав Российской Федерации, а были, так сказать, "одолжены" для целей выпаса скота. Практические же вопросы стали возникать, когда жителям этих мест, автоматически получившим, как бывшие граждане СССР, паспорта Российской Федерации, надо было участвовать в тех или иных формальных мероприятиях, например, в выборах. До последнего времени, включая региональные выборы в России в марте этого года, подобные вопросы решались в практическом плане: по согласованию с властями Дагестана жители, желавшие голосовать, получали такую возможность. Их отвозили на автобусах в Дагестан, где они отдавали свои голоса за того или иного кандидата, ту или иную партию".

Лавров признал, что не раз имели место попытки обострить ситуацию заявлениями, что вступивший в силу договор о границе между Россией и Азербайджаном игнорирует права этих граждан называть эти села российской территорией. "Я уже объяснил, что это не так. Намерение нагнетать ситуацию не помогает нормальному, спокойному решению вопроса. Мы достаточно давно, в тот период, когда подобные усилия "разогреть" ситуацию имели место, договорились с нашими азербайджанскими коллегами предпринимать меры без всякого нагнетания эмоций. Действительно, был согласован подход, в соответствии с которым жители этих двух деревень на территории Азербайджана, где они просто пользовались возможностью пасти скот, получили выбор: либо стать гражданами Азербайджана, легализовав свое нахождение там, где они сейчас живут, либо переехать в Российскую Федерацию. И в том, и в другом случае соответственно азербайджанские и российские власти готовы оказывать всяческое содействие. Одна из этих деревень пошла по пути обретения азербайджанского гражданства. Все жители деревни Урьян-Уба приняли гражданство Азербайджана. Большинство жителей другого села, Храх-Уба, предпочитают переехать на жительство в Российскую Федерацию. Свыше половины сельчан уже продали свои дома, и сейчас решаются практические вопросы переезда. Уверен, что дагестанские, а при необходимости и российские федеральные власти, сделают все, чтобы такое перемещение было бы максимально комфортным", - заявил он.

Ответ, как говорится, исчерпывающий. И в первую очередь он явно адресован всем желающим разжечь нездоровые сепаратистские настроения на севере Азербайджана.

А таких хватает. Например, некая Федеральная лезгинская национально-культурная автономия (ФЛНКА) в преддверии ратификации российско-азербайджанского договора 17 июня излагала в своих обращениях "кабальность для России и лезгинского народа такого договора, от имени лезгинской общественности и жителей селений Храх-Уба и Урьян-Уба Магарамкентского района РД обратилась к лидерам всех парламентских партий и фракций Госдумы с обращением-просьбой не ратифицировать договор или перенести обсуждение этого вопроса на более поздний срок, а также провести на границе объективную экспертизу по факту раздела границ".

Но, в любом случае, этот вопрос уже закрыт, и потенциальным сепаратистам, как говорится, ловить тут нечего.

Остается другая проблема: когда, как и главное - за чей счет состоится переселение.

Некоторую надежду на то, что сия акция будет оплачена все-таки не из бюджета Азербайджана, внушает сообщение о том, что 19 августа в Сочи во время встречи президента России Дмитрия Медведева с главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым первый поручил "принять федеральную целевую программу переселения жителей сел Храх-Уба и Урьян-Уба на территорию Дагестана в целях урегулирования возникающих у них проблем".

 

 

Р.Оруджев 

 

Зеркало. – 2011. – 26 августа. – С. 1-2.