Карабахский вопрос вновь на повестке Генассамблеи ООН

 

Принесет ли это Азербайджану хоть какую-то пользу?

 

Генеральная Ассамблея ООН включила два вопроса, связанных с Азербайджаном, в повестку 66-й сессии этой организации, сообщает официальный сайт ООН.

В сообщении говорится, что стоящие под номерами 35 и 36 в повестке вопросы "Затянувшиеся конфликты на территории ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) и их влияние на международный мир, безопасность и развитие" и "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" заново представлены на обсуждение со стороны организации, так как не были выставлены на голосование на 65-й сессии.

В Армении считают, что власти Азербайджана были вынуждены отложить рассмотрение этих резолюций на 65-й сессии Генассамблеи ООН под давлением международных посредников по карабахскому урегулированию.

Документы по данным вопросам были подготовлены участниками ГУАМ, а в первый раз их включили в повестку дня еще на 63-й сессии Генассамблеи ООН под пунктом 13 "Затянувшиеся конфликты на пространстве ГУАМ и их последствия для международного мира, безопасности и развития" и пунктом 18 "Положение на оккупированных территориях Азербайджана".

Согласно проекту последней резолюции, Генеральная Ассамблея ООН должна отметить важность неотъемлемого права населения, депортированного из Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов, на возвращение в места бывшего проживания.

Проектом резолюции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) предлагается, с целью проведения изучения, "в срочном порядке направить в зону конфликта многонациональную миссию, обладающую соответствующими экспертными знаниями" для исследования и представления доклада "о положении с соблюдением международных стандартов в сфере международного гуманитарного права и прав человека".

Напомним, что пункт под названием "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана" Азербайджан внес в повестку Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 году. Тот факт, что "проблема оккупированных территорий до сих пор не решена" и по-прежнему остается в повестке, позволяет Азербайджану регулярно принимать резолюции "О ситуации на оккупированных территориях". В 2008 году Генеральная Ассамблея ООН приняла первую инициированную Азербайджаном резолюцию, в которой призывала "незамедлительно вывести армянские войска с оккупированных территорий Азербайджана".

Дата нового вынесения проектов резолюций на обсуждение Генассамблеи будет уточнена позднее. 66-я сессия будет созвана 14 сентября 2011 года.

Для того чтобы эти документы были включены в повестку Генеральной Ассамблеи и поступили на рассмотрение стран-членов Совета Безопасности ООН, постоянный представитель Азербайджанской Республики при ООН направил в эти структуры три доклада, содержащие правовые комментарии, которые и легли в основу данного издания. МИД Азербайджана считает целесообразным распространение докладов и их широкое обсуждение с целью применения данного опыта странами, которые так же, как и Азербайджан, страдают от последствий чумы ХХ века, называемой сепаратизмом.

Не секрет, что тема вынесения на всемирное обсуждение двух этих резолюций все последние годы весьма сильно приковывает к себе внимание и в Армении. И даже заставляет тамошних политиков делать ответные шаги. К примеру, известно, что и ранее постпредство Армении в ООН проводило работу с другими странами, чтобы пресечь принятие этих резолюций. Активность в этом ключе проявляли и посольства Армении в различных государствах мира.

Понятно, что на данный момент трудно предугадать результаты голосования, которое по идее состоится в сентябре в Нью-Йорке. Вместе с тем хотелось бы понять, насколько результативным на практике может оказаться для Азербайджана даже сугубо положительный результат рассмотрения двух этих вопросов на ассамблее ООН?

Многие задаются вопросом: имеет ли вообще смысл поднимать такой вопрос, как резолюция, и начинать эту большую, мучительную процедуру по ее принятию? Ранее некоторые представители отечественного экспертного сообщества подчеркивали, что смысл в этом есть. И как бы страны Минской группы ни противодействовали этому, ни критиковали самостоятельные действия Азербайджана, мы должны продолжать эти шаги. Потому что главное отличие нынешней дипломатии от того, что она представляла собой 50-100 лет назад, в том, что мировое общественное мнение стало само по себе большой политической силой. И проекты резолюций обращены как раз к этой силе. Какой бы ни был результат в сентябре, нужно продолжать делать такие шаги всякий раз, когда это возможно. И это обязательно принесет свои плоды. Об этом будут писать газеты, об этом будут знать мировые демократические и гуманитарные ассоциации.

Иные политологи считают, что тут есть два возможных варианта действий.

Сессия может назначить обсуждение этих документов, а может и вообще удалить их из повестки дня согласованным решением большинства стран-членов ООН. То есть такой вариант тоже исключать нельзя, потому что вообще резолюции Генассамблеи ООН не обладают той силой, которую имеют такие же документы, принятые на уровне Совета Безопасности.

Однако, с другой стороны, Совбез тоже принял целых 4 резолюции, касающихся армяно-азербайджанского конфликта и требующих незамедлительного вывода всех чужих вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана. И ведь ни одна из них не была выполнена.

Поэтому, если даже Генассамблея назначит день обсуждения наших новых резолюций, понятно, что некоторые страны-члены проголосуют за их утверждение, некоторые - против. То есть ситуация примерно как с арабо-израильским конфликтом, когда арабские государства в ООН консолидированными усилиями добивались принятия резолюций против Израиля, а затем никто и никогда их не выполнял. В нашем случае Азербайджан тоже лоббирует свои темы в ООН, находит себе друзей в основном среди мусульманских стран и государств ГУАМ. Они добились включения проектов резолюций в повестку дня. Но и только, пока что.

Первая резолюция, педалируемая всеми участниками ГУАМ, очевидно, изначально была создана для того, чтобы придать международный вес и звучание самой этой организации. А вот второй случай, связанный с положением на наших оккупированных территориях, - это целиком вопрос Азербайджана.

То есть велика вероятность того, что документы в редакциях, приемлемых для нас и других стран ГУАМ, вряд ли будут приняты. Один раз по нашим территориям уже было принято достаточно неопределенное решение - случай, когда миссии ОБСЕ было поручено изучить ситуацию на наших захваченных землях, и они сделали вывод, в котором не содержалось ничего о вине армян за пожары на наших территориях и за их разграбление. И в той части, которая касалась незаконного заселения территорий Азербайджана армянскими беженцами, тоже ничего особенного сказано не было, хотя там и была в какой-то степени зафиксирована эта ситуация и наши опасения были подтверждены. Тем не менее, эти решения и выводы, которые сделала ОБСЕ, не привели к тому, что армяне демонтировали свои незаконные поселения на азербайджанских землях.

То есть в той части, которая для нашей страны была очень важна, решений, удовлетворяющих полностью Азербайджан, принято еще не было.

Однако при всех случаях сами эти инициативы важны. Они напоминают международному сообществу о нетерпимости сложившейся ситуации.

Конкретно вопрос, касающийся затянувшихся конфликтов в странах ГУАМ, в какой-то степени является попыткой давления на Россию. Ведь в нашем случае Москва прикрывается Арменией, а в случае с Южной Осетией, Абхазией и Приднестровьем фактически является стороной конфликта. И когда речь заходит об увеличении числа тяжелой техники и вертолетов в Осетии и Абхазии, вооружений в Армении, то всем становится ясно, что им просто неоткуда там взяться, кроме как из России.

Само наличие этого вопроса в повестке сессии и возможность его обсуждения можно рассматривать как определенный инструмент давления на Армению и Россию в плане того, что они должны как-то умерить свои действия. То есть в любое время западные державы и США могут прямо поддержать эти инициативы всем своим политическим весом, и ситуация как для России, так и для Армении во время этих обсуждений может оказаться довольно нелицеприятной.

Вообще же, как уже отмечалось выше, решения Генассамблеи ООН находятся на втором месте после решений Совета Безопасности ООН. То есть это фактически второе самое важное решение, которое принимается в этой единственной в мире универсальной организации. Нужно принять во внимание, что и Совбез уже принимал свои решения на эту тему - есть 4 резолюции, которые Армения обязана выполнить.

Ситуация сегодня такова, что оправданы как оптимистические, так и достаточно пессимистические ожидания в отношении предстоящих обсуждений в ООН. Может быть, что ничего особого ожидать и не следует. Не исключено, что по теме "замороженных конфликтов", как и прежде, будет сделано ничего не значащее заявление общего характера, поддерживающее территориальную целостность государств ГУАМ.

А по Нагорному Карабаху будет еще добавление о том, что этим делом занимается ОБСЕ, и ООН поддерживает усилия этой организации. Это вполне возможно, потому что и Россия против вообще включения подобных вопросов в повестку Генассамблеи, и Армения тоже предпринимает все усилия, чтобы сакцентировать внимание государств на том, что якобы тем самым ООН вмешивается в работу ОБСЕ. Исходя из этих факторов, и можно ожидать лишь какие-то общие заявления.

Тем более что в повестку сессий ООН всегда включается гораздо больше вопросов, чем их обсуждается в реальности и выносится на голосование. Поэтому нельзя исключать того, что такое же может повториться и на предстоящей сессии. До обсуждений и голосований делегации заинтересованных государств должны провести большую работу и примерно предполагать возможный результат. Если этот результат прогнозируется не совсем приемлемым, то этот вопрос на сессии они стараются, как правило, не педалировать. То есть вынести вопрос на обсуждение гораздо легче, чем организовать приемлемые для себя обсуждение и голосование. Поэтому трудно говорить о результатах, но само присутствие этих вопросов на повестке дня - это определенное давление на Армению и на государства, поддерживающие сепаратистов.

Но тут стоит добавить и схожий с азербайджанским пример позитивного характера.

29 июня Генеральная Ассамблея приняла также в повестку инициированную Грузией резолюцию, которая еще раз признает право на возвращение всех перемещенных лиц и беженцев в сепаратистскую Абхазию и Южную Осетию. Резолюцию поддержали 57 стран против 13. 75 воздержались. Три аналогичные резолюции были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в течение последних трех лет: первая - в 2008 году (в отношении Абхазии), а две остальные - в 2009 и 2010 годах.

Грузия утверждает, что ежегодное инициирование резолюции в Ассамблее направлено на сохранение в международной повестке дня этого вопроса, и с другой стороны, на расширение круга поддержки к резолюции.

29 июня 2011 года против этой резолюции проголосовали Армения, Куба, КНДР, Лаос, Мьянма, Никарагуа, Россия, Сербия, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Венесуэля и Вьетнам. В число же стран, которые поддержали резолюцию в этом году, входят государства-члены ЕС и другие западноевропейские страны, а также Австралия, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Хорватия, Япония, Малави, Маршалловы острова, Микронезия, Молдова, Черногория, Новая Зеландия, Тувалу и Соединенные Штаты.

Постоянный представитель Грузии в ООН Александр Ломая приветствовал результаты голосования и заявил, что "с каждым годом круг поддержки увеличивается".

Как и в предыдущие годы, российская делегация вновь подвергла критике резолюцию, заявив, что она мотивирована политически и не имеет ничего общего с гуманитарными целями. Российская делегация заявила, что женевские переговоры являются подходящим местом для обсуждения вопроса о перемещенных лицах и беженцах, и, если Грузия хотела поднять этот вопрос на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, представители Абхазии и Южной Осетии также должны были иметь возможность участвовать в принятии такого решения в ООН.

Аналогично предыдущим резолюциям новая резолюция также призывает к разработке графика, который обеспечит возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев и просит генерального секретаря ООН представить доклад об осуществлении настоящей резолюции на следующей, 66-й сессии Генеральной Ассамблеи.

 

 

Р.Оруджев

 

Зеркало. – 2011. – 1 июля. – С. 1.