Актуальные пpоблемы востоковедения

 

в объективе совpеменной науки

 

Совpеменная востоковедческая наука выдвигает все более новые требования перед учеными, которые рассматривают проблемы с новых позиций, с учетом все более глобализующегося мира и интеграции культур. Ярким подтверждением этому явилась прошедшая 1-2 июня в Баку Международная научная конференция на тему: "Актуальные проблемы современного востоковедения". Следует отметить, что организаторами конференции выступили Институт востоковедения НАНА и Исследовательский институт тюркологии и Центральной Азии румынского университета "Бабеш-Болъяй". Мероприятие привлекло к себе внимание не только актуальностью темы, но и представленными учеными, в котором участвовали, помимо востоковедов, историки и лингвисты, тюркологи и арабисты, культурологи, философы и религиоведы ближнего и дальнего зарубежья. Столь богатая палитра обсуждаемых направлений востоковедческой науки произвела большое впечатление на научную общественность страны.

Открывая конференцию и приветствуя гостей, директор Института востоковедения НАНА Говхар Бахшалиева выразила надежду, что данное мероприятие послужит укреплению научных связей между странами-участниками и будет содействовать более углубленному изучению стран и народов Востока, их культуры, языка, литературы, философии, религии, экономики и т.д. Директор Института тюркологии и Центральной Азии румынского Университета "Бабеш-Болъяй" Тасин Джемиль заявил, что уже долгие годы занимается изучением истории тюркских и других народов Востока. Румынский ученый отметил, что неоднократно бывал в Баку, и выразил уверенность, что все мероприятия, проходящие здесь в течение последних лет, послужат дальнейшему диалогу между народами и странами, независимо от их географического расположения. После пленарного заседания, проходившего в здании президиума НАНА, конференция продолжила свою работу в Институте востоковедения в секциях истории, истории религии, философии и общественного мнения, экономики, литературоведения, языкознания.

Важно отметить, что история азербайджанского востоковедения имеет многолетние традиции, которые в 1958 году привели к созданию при Академии наук отдельного Института востоковедения. В течение своей полувековой истории институт смог объединить вокруг себя лучших ученых в области азербайджанской, тюркской и арабо-персидской культуры, языка и литературы, реализовать сотни фундаментальных научно-исследовательских работ, освещающих самые актуальные проблемы Ближнего Востока.

Нынешняя конференция несколько отличалась от предыдущих новизной научных ракурсов и тем, которые представили ученые. Среди выступающих можно было встретить как европейских ученых-востоковедов, так и наших исследователей, занимающихся проблемами других восточных стран, к примеру, Японии, что значительно расширило географию национального востоковедения. В секции "История" собрались ученые и исследователи из Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Турции, Румынии, Ирана и Пакистана. Спектр тем был разный: проблемы изучения татар, важные моменты изучения истории Востока, европоцентризм, глобализация и ориенталистика, диалог культур, исламская цивилизация, видные деятели мусульманского Востока, археология, а также культурно-исторические проблемы отдельных стран, в том числе Азербайджана, Турции, Ирана, Ирака, Пакистана и тюркских народов бывшего СССР.

Для молодого, независимого Азербайджана вопросы его истории сегодня являются одним из наиболее актуальных и стратегически важных, учитывая современные реалии, когда некоторые страницы, в угоду разного рода амбициям, пишутся заново и искаженно. Однако среди представленных докладов хотелось бы выделить выступление заведующего сектором Статистики и социологических исследований Научно-методического центра по культуроведению Министерства культуры и туризма АР, культурологом-японоведом Абульфазом Бабазаде "Япония и Азербайджан: этнология и историческая традиция". Примечательно, что молодой ученый-японовед является первым исследователем культуры Страны восходящего солнца в нашей стране. Он занимается исследованиями древней японской культуры, причем, сравнивает ее, с одной стороны, с тюркской, а с другой - с кавказской и переднеазиатскими культурами.

Это привносит в эти исследования элемент новизны, делая их чрезвычайно интересными и актуальными.

Исследования А.Бабазаде проливают свет на этническую историю многих народов Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, а также племен айнов, которые явились ключом к раскрытию истин относительно происхождения японцев. Содержащиеся в докладе сведения и заключения были восприняты аудиторией неоднозначно, что повлекло за собой дискуссию ученых.

Исследователь также отметил важность включения японистики в систему Института востоковедения, начала фундаментальных научно-исследовательских работ, а также рассмотрения ранее не изученных проблем тюркологии в ее связи с Японией. Он вкратце рассказал об основных моментах соприкосновения тюркской и азербайджанской культур с японской, в качестве примеров проведя лингвистические и этнографические параллели. Интересно, что некоторые из присутствующих азербайджанских ученых скептически отнеслись к результатам исследований молодого ученого, однако неопровержимые факты, представленные молодым японоведом, заставили многих участников секции принять их и задуматься об этих вопросах, которые до сих пор были совершенно не изучены.

В ходе научной дискуссии А.Бабазаде отметил, что находится только в начале своего исследовательского пути, и в недалеком будущем сможет представить множество доказательств своей научной гипотезы. Однако некоторые из присутствующих ученых отметили важность доклада с точки зрения нового взгляда в азербайджанской востоковедческой науке и выразили надежду, что данные исследования будут продолжены, а данная тема, дополненная новыми фактами, найдет свою актуальность и неопровержимость.

Двухдневная конференция завершилась подведением итогов и определением приоритетных направлений дальнейших исследований в области востоковедения. По окончании работы секции конференции мы попросили молодого ученого, доклад которого своей необычностью и новизной привлек внимание аудитории, вызвав полярные интерпретации и вопросы, рассказать, каким образом ему удалось "раскопать" столь редкие факты и сделать сравнительный анализ двух таких далеких, казалось бы, языков, как азербайджанский и японский:

"Я занимаюсь этими исследованиями вот уже на протяжении четырнадцати лет, - говоpит А.Бабазаде. - Должен отметить, что они опираются, в первую очередь, на этнологические, этнографические и лингвистические данные, над которыми я долго и скрупулезно работал. Источниковедческая база этих исследований - разнородная, т.е. в работе были использованы труды и исследования русских, западноевропейских, азербайджанских, японских, китайских и казахских ученых, и на основе колоссального материала были сделаны столь интересные выводы. Однако этим не ограничиваются мои научные поиски, много задумок в отношении этого нового для азербайджанского востоковедения направления, которые постараюсь реализовать и представить вниманию научной общественности в ближайшее время.

В формировании японской национальной культуры фатальную роль в числе других сыграл и тюркский фактор. Соприкосновение тюрков с предками японцев происходило несколько раз и в разные исторические периоды. Другим важнейшим элементом параллельности культур является то, что в доисламский период саки, гунны и другие тюркские племена были солнцепоклонниками, что мы наблюдаем у японцев. Древнетюркский пласт японцы не различают, так как древние тюркизмы хорошо впитались в японский язык, и составляют единую лингвистическую компоненту. Другой пример идентичности культур тюрков и японцев: во времена правления династии Нихон Новый год в Стране восходящего солнца принято было встречать весной накануне дня весеннего равноденствия, так же, как большинство тюрков отмечают Новруз. Все победы и грандиозные успехи тюркских народов на раннем этапе истории являются производными тюркского мировоззрения с его верой в единого Бога Тенгри, а в исламский период истории - в единого Аллаха. Это же богословско-философское учение, известное нам как конфуцианство и синтоизм, сохранилось сегодня в Китае и Японии - странах, демонстрирующих в XXI веке устойчивый экономический и технологический рост.

Сохранение прежнего мировоззрения помогает современному Китаю и Японии в упрочении своих экономических позиций, давая этим народам духовную опору и национальный стержень. Ошибочно утверждать, что религия и религиозная приверженность тормозит развитие. Просто ею нужно правильно воспользоваться. Япония - доказательство этому. Значит, сегодня мы должны учиться у японцев, наших географически далеких, но генетически и в какой-то мере ментально близких собратьев".

 

 

Афет Ислам

 

Зеркало. – 2011. – 4 июня. – С. 27.