Азербайджан и Армения узрели в позициях друг друга конструктивизм

 

Такого в истории конфликта вокруг Нагорного Карабаха еще не было

 

В конце прошлой недели президент Армении Серж Саркисян неожиданно "разразился" комплиментами в адрес официального Баку. Причем сделал он это дважды. Естественно, у многих сразу возникает вопрос: за какие же грехи официальный Баку удостоился такой "невиданной чести"? И все же намного важнее другое...

Саркисян раскрыл детали сочинских договоренностей

Причем тех, которые не вошли в итоговое заявление, подписанное президентами России, Азербайджана и Армении. Но начнем с комплиментов.

В позиции азербайджанской стороны по итогам трехсторонней встречи в Сочи 5 марта наблюдаются определенные сдвиги. Об этом заявил президент Армении Серж Саркисян 10 марта на встрече с представителями армянской диаспоры в Риге. "Еще неделю назад я бы сказал, что жду какого-либо результата, какого-либо положительного исхода в вопросе Нагорного Карабаха. Но после встречи в Сочи 5 марта можно сказать, что в позиции азербайджанской стороны есть определенные сдвиги", - заявил С.Саркисян, передает агентство "Новости-Армения".

По мнению главы армянского государства, в обозримом будущем стороны смогут достичь определенного согласия вокруг принципов, в частности, речь идет о трех основополагающих принципах, предложенных сопредседателями: неприменение силы или угрозы силы, право народов на самоопределение, территориальная целостность. "После достижения согласия по данным принципам может начаться новый этап переговоров, и тогда многие вопросы будут детализированы. Я хочу сказать, что согласие по принципам - это лишь начало, это не конец переговоров", - подчеркнул глава государства.

Еще через два дня, то есть 12 марта, С.Саркисян назвал вехой трехстороннюю встречу в Сочи по карабахскому урегулированию. "Кажется, в Сочи наконец-то начали намечаться пути, по которым мы можем продвигаться вперед. Договоренности в краткосрочный период важны в том плане, что они направлены на укрепление, сохранение режима прекращения огня, служат своего рода лакмусом и могут продемонстрировать, каким образом стороны выполняют свои обязательства", - заявил президент Армении журналистам в Цахкадзоре, где глава государства принимает участие в конференции на тему "Программы и проблемы развития сельского хозяйства Армении в 2011 году".

В долгосрочном периоде, по словам С.Саркисяна, переговоры по урегулированию карабахского конфликта будут продолжаться, и Армения вступает в такой процесс, где страна может ослабить напряжение, которое "можно создать за короткое время и очень трудно разрядить": "Это создаст возможность для того, чтобы вести нормальные переговоры, завершить их и, если удастся, достичь наших целей". При этом Саркисян отметил, что у сопредседателей Минской группы ОБСЕ есть хорошая возможность изучить события, произошедшие до и после переговоров, и представить их обществу. Он сообщил о готовности оказать всяческое содействие в процессе расследования инцидентов на границе.

По словам президента Армении, пришло время, когда стороны должны дать четкий ответ, используют ли они данный переговорный этап, чтобы достичь результата, или под вуалью переговоров готовятся к военным решениям: "Это не значит, что если ведутся переговоры, то не надо увеличивать боеспособность армии".

Говоря о сочинской встрече, С.Саркисян выразил надежду, что его представления в этой связи соответствуют действительности, и достигнутые договоренности не являются иллюзией: "Коротко можно сказать следующее: переговоры продолжаются, есть документ, над которым ведется работа, это долгосрочный процесс. Кроме этого, есть также краткосрочные договоренности, которые мы обязаны выполнять".

Заявление С.Саркисяна можно считать ответным ходом официального Еревана. Дело в том, что в начале прошлой недели официальный Баку тоже отметил "конструктивизм" Армении.

Таким образом, можно считать, что стороны обменялись любезностями.

На трехсторонней встрече президентов Азербайджана, России и Армении в Сочи чувствовалось незначительное изменение позиции Еревана в положительную сторону, заявил после почти двух суток молчания после завершения встречи официальный Баку. "В целом, говоря об этой встрече, надо отметить, что она в определенной степени, хоть и немного, отличается от позиции в переговорном процессе, которой армянская сторона придерживалась около полутора лет. Поскольку позиция в переговорном процессе, занимаемая до сегодняшнего дня армянской стороной, носила полностью деструктивный характер, сейчас ясно видна разница, которую, хоть и немного, можно положительно оценить", - сказал тогда в интервью Trend заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов. "Обмен любезностями" между сторонами поставил в тупик как азербайджанских, так и армянских политологов и экспертов. Практически никто не комментирует эти заявления. Но из всего вышеизложенного можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, скорее всего, "обмен любезностями" также является частью достигнутых в Сочи договоренностей. Такого "единодушия" между сторонами конфликта никогда не наблюдалось. Просто стороны это сделали на разных уровнях: Армения - на самом высоком, а Азербайджан - на уровне заведующего отделом администрации президента.

Во-вторых, обращает на себя внимание формулировка, в которой официальные Баку и Ереван сообщили, прежде всего для внутренней аудитории, о якобы возможном прогрессе в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Стороны, по сути, "обвиняют" друг друга в "конструктивизме", то есть, в отходе от прежней максималистской позиции. Ведь в данном случае заявление "произошли некоторые позитивные изменения в позиции" можно трактовать только как новые уступки.

В-третьих, скорее всего, на данном этапе стороны нацелены на создание видимости в прорыве в мирных переговорах, без реального прогресса в урегулировании конфликта. В худшем варианте развития событий все эти заявления окажутся "неоправданными ожиданиями", и через некоторое время стороны в очередной раз начнут обвинять друг друга в отказе от ранее достигнутых договоренностей. А в лучшем случае, через некоторое время стороны подпишут заявление об общих принципах урегулирования конфликта с предельно размытыми формулировками по спорным вопросам, которые позволят как официальному Еревану, так и Баку трактовать их в выгодном для себя свете и приступить к согласованию мирного соглашения в целом.

Этот вариант устраивает всех: и Баку, и Ереван, и Москву. Для Баку и Кремля на данном этапе необходим хоть какой-то позитивный результат на мирных переговорах. Для Кремля это важно для того, чтобы спасти репутацию президента России Дмитрия Медведева, который в течение последних уже более чем двух лет лично выступает в качестве посредника в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Видимость прорыва на мирных переговорах избавляет Азербайджан от необходимости изменения существующего статус-кво в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха и оправдывает продолжение переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ.

А Армения ничего не теряет. Наоборот, официальный Ереван также остается в выгоде. С одной стороны, официальный Ереван на самом деле демонстрирует всему миру "собственный конструктивизм". А с другой стороны, реально с точки зрения урегулирования конфликта ничего не меняется. Ведь не случайно президент Армении С.Саркисян в своем заявлении особо отметил, что "согласие по принципам - это лишь начало, это не конец переговоров".

А при размытости формулировок по спорным вопросам, особенно по определению окончательного статуса Нагорного Карабаха, переговоры по детализации и конкретизации этих принципов могут продолжаться очень долго, если учесть, что для "начала переговоров", как выражается С.Саркисян, пришлось ждать почти двадцать лет. Ведь, как отметил в свое время министр иностранных дел России Сергей Лавров, также намекая на то, что согласование общих принципов урегулирования армяно-азербайджанского конфликта еще ничего не значит, "черт кроется в деталях".

А время не ждет

Кстати, в конце прошлой недели в Анкаре состоялись азербайджано-турецкие консультации, в которых официальный Баку представлял министр иностранных дел Араз Азимов. Во-первых, обращает на себя внимание то, что эти консультации состоялись накануне визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву.

Во-вторых, уж очень необычным был круг лиц, с которыми встретился заместитель министра иностранных дел Азербайджана. Хотя вначале все было, как говорится, "в пределах нормы". А.Азимов встретился с заместителем министра иностранных дел Турции Фирудином Синироглу, а потом провел переговоры с главой МИД Ахметом Давутоглу. А.Азимов также выступил с докладом в одном из самых авторитетных университетов Турции в "Билькенде" и в Центре международных стратегических исследований (USAK). Замминистра иностранных дел Азербайджана также дал интервью двум авторитетным СМИ Турции - газете "Hurriyet Daily News" и телеканалу "CNN Turk".

А вот во время небольшего окна между этими в целом плановыми мероприятиями состоялась неожиданная встреча А.Азимова с начальником Генерального штаба Вооруженных сил Турции Ишиком Кошанером.

.

 

Р.Миркадыров

 

Зеркало. – 2011.  – 15 марта. – С. 3.