Великое бывает только вечным

 

Прошло 50 лет с того дня, как мы живем без выдающегося сына нашего народа, нашего незабвенного и неповторимого Соловья - Бюль-Бюля. Но вряд ли это мешает кому-то из нас по-прежнему чувствовать незримое присутствие его главной составляющей - его человеческого, мастерского и гражданского величия. Оно - это величие - не что иное, как часть нашей многовековой культурной самобытности, национальной гордости, этнической идентичности, нашей монументальной истории искусства.

Таким я представляю себе великого Мастера, гения вокальной музыки, живой иллюстрации эволюции этого музыкального жанра в Азербайджане - Бюль-Бюля!

Прежде чем взяться за перо и написать что-то об этом незаурядном человеке, мне очень хотелось так просто сидеть и, посмотрев на небо, найти переселившегося в иной мир любимого, обожаемого азербайджанца и поговорить с ним, поделиться своими мыслями, впечатлениями, проблемами земными и радостью от такой виртуальной встречи.

Я неоднократно пытался осуществить эту свою мечту. С каждым разом мне удавалось немного продвинуться вперед, вести поиск через его голос, его время, через события, случившиеся в его бытность здесь, на земле, и превратившегося в энергетику Вселенной. Я сильно надеялся, у меня получится, ибо я уверен в том, что все мы - человечество в целом, - находимся в едином пространстве, хотя часть людей уже пребывает на более высоком уровне бытия. А мы, еще живущие, не отрываясь от земли, стремимся сохранить наше космическое целое.

Я абсолютно уверен в том, что каждый человек может войти в контакт с теми, для кого уже не существует понятия пространства, земного притяжения, кто из них сам легко может найти тех, кого очень любит, с кем есть потребность встретиться и поделиться сокровенными чувствами. Думаю, у нашего великого Бюль-Бюля на планете Земля остались очень и очень близкие люди - верная подруга жизни, великолепная Аделаида, достойные уважения сыновья - Чингиз и Полад, с которыми время от времени я встречаюсь. В эти мгновения я чувствую, что на мою просьбу откликнется Певец всех времен. Ведь каждый его почитатель, поклонник был ему дорог, и он не может просто так пройти мимо моей маленькой просьбы и не ответить мне взаимностью. Ведь он жил и творил не только для себя, своей семьи, любимых, близких людей. Он дорог каждому, кто почитал и продолжает почитать его талант, кто помнит искренность и естественность его голоса, его манеру общения, его дружбы, его заботы... Искусство быть человеком во всем было фундаментальной частью жизни и творчества, его отношений с окружающим миром... Итак... Вы можете верить или нет, я к этому никого не принуждаю. Я расскажу все как есть.

Недавно, в день 50-летия его ухода из земного бытия, мне посчастливилось собрать воедино все свои физические и умственные возможности, чтобы услышать его голос и почувствовать его небесное обаяние, его стремительный полет, мгновения остановки и взгляд, добрый, мудрый, создающий невероятный душевный комфорт, улыбку. Я полагаю, что мне это удалось... Энергетика от этого изумительного видения, скорее явления, долго держала меня в неподвижном, казалось бы, невесомом состоянии, состоянии слияния с чем-то священным, доселе незнакомым мне иным миром.

Из этого виртуального контакта я понял одно очень важное для себя. Физическое тело, в котором находился дух Бюль-Бюля, было лишь временным вместилищем его божественной субстанции, его таланта, которому было суждено находиться среди нас - людей, среди тех, кто, обладая энергетикой жизни, духом и всеми земными благами, не мог возвыситься до уровня его таланта, стать рядом с этим природным чудом, почувствовать свою причастность к его миру. Я понял, что с окончанием земного существования величие нашего Бюль-Бюля перешло в бессмертие, где, по всей вероятности, находятся и другие величины, каждой из которых - свое место в безбрежном небесном пространстве.

Зная физические свойства голоса, которые дают возможность словам превратиться в энергетику и находиться в общей энергетической системе Вселенной, я осмелился обратиться к нему и произнести вслух: "Великий Певец всех времен и народов! Услышав голос твой, каждый мог бы сказать себе и другим: молчи и остановись, и замрите реки и ручьи! Вы разве не знаете, чей это голос?! Дайте насладиться им, пусть отдохнет наш слух, пусть возвысится вместе с его голосом и наш дух! Пусть ароматом его чарующего голоса наполнится земля - пустыни, горы, леса, моря! Пусть все и везде знают - Человек поет, наш Соловей нас своим неповторимым пением услаждает, передает нам то, что его мысли отражает, его сокровенное чувство любви ко всем и всему нас приближает!

Во время этой необыкновенной аудиенции, я бы сказал неземной, поистине космической связи, я представлял себе, скорее ощущал, будто он завис на одном месте, над моей головой, но его голос отдавался эхом везде, беспрепятственно перемещаясь в пространстве. Он мой, он твой, он каждому из нас, людей, родной, он человек, он певец, но действует как самый искусный чародей, и был создан для совершения чудес...

Я продолжал размышлять вслух: "Теперь говори, сосед, говори только о нем, сыне народа моего, о народе моем, говори о нем, как о Божьем знамении и великого таланта проявлении!"

И говорил далее, обращаясь к своему небесному незримому собеседнику: "Ты - друг наш, каждого в отдельности и всех вместе. Скажи, часто ли тебе в небесной жизни в нашу Шушу, Италию, в места твоей юности приходится летать? Нет, нет, можешь не отвечать, я сам должен был догадаться и обо всем молчать!

Иногда дома твоя верная жена Аделя ханым из ящика твоего рабочего стола разные фото достает, с радостью и грустью в глазах друзьям вашей семьи показывает, бурно, с любовью, достойной уважения, о ваших совместно прожитых днях рассказывает".

Окончив свой длинный монолог, я думал, уже мысленно: "Вот где теперь наш Бюль-Бюль уже более 50 лет обитает, он наш народ на небесах представляет. Нам остается дожить свой век и с честью присоединиться к тому, кто нас на небе прославляет".

Только я успел так подумать, как наш Бюль-Бюль мигом исчез и слился с небесами, успел опять невидимым стать. Говорят, что точно так поступают только ангелы небесные. Они никогда не прощаются, уходят так же, как и появляются - неожиданно, внезапно. Мы должны с уважением относиться к законам жителей неба!

Я еще долго не хотел отвлекаться и выходить из этой, обволакивающей все мое существо доброй ауры небесной встречи и еще долго и тихо говорил и говорил, в том числе следующее: "Он умел передать свои ощущения окружающего мира своим изумительным голосом, создавал целостную мозаичную картину из отдельных элементов чувства любви, героизма, печали и радости. В этом, простом на первый взгляд, проявлении - пении - ему удавалось внушить в подсознание слушателей собственное видение, индивидуальное понимание смысла, сущности многих привычных всем нам понятий - красоты, заботы, добродетели, сострадания, сочувствия. В его исполнительской манере были объединены все узлы человеческой психологии, его возможности постичь правду, истину посредством собственного голоса. Он сформировал из нас истинных любителей и ценителей вокальной музыки, народного музыкального творчества. Благодаря лично ему мы приняли и поняли то, что скрывал в себе вокальный жанр мирового музыкального искусства. Наше понимание вокального исполнения - это его детище, его творение и мы этим гордимся, мы этому безгранично рады, и обязаны ему за все то, что он сделал для нашего национального музыкального просветления. Оно - это просветление - открыло нам широкие возможности для проявления своей причастности к ценностям мировой вокальной традиции".

На такой грустной ноте, но вполне удовлетворенный, я закончил свое виртуальное общение с Его Величеством Мастером - нашим незабвенным и вечным Бюль-Бюлем. Теперь, дорогой читатель, на время стань на мое место и ты непременно подтвердишь, что все это истинная правда!

 

 

Рафик АЛИЕ

 

Эхо. – 2011. – 7 октября. – С. 8.