Работу дипломатов надо оценивать по конечному результату,

 

считает посол Азербайджана в Турции Фаик Багиров

 

- Господин посол, вы работали во многих странах, и у вас богатый опыт дипломатической работы. Как определяется градация сложности в вашей сфере?

- Работа дипломата сложна вне зависимости от того, где доводится работать. В стране пребывания перед дипломатами стоят следующие задачи: во-первых, представлять свою страну на достойном уровне. Во-вторых, добиться улучшения межгосударственных отношений. Поэтому нельзя сказать, что в этой стране легче выполнять вышеперечисленные задачи, а в другой - сложнее. Каждая страна специфична и имеет свои плюсы и минусы.

- Дипломаты тоже бывают разными. Есть "молчуны", которых не слышно и не видно. Есть так называемые "адвокаты", которых завлекает страна пребывания. Наконец, есть "публичные" дипломаты, которые очень активны. К какому типу вы себя причисляете?

- Оценивать собственную работу - не моя прерогатива. Думаю, работу дипломата, посла необходимо оценивать не по стилю, а по конечному результату. Необходимо учесть, что стиль работы нередко предопределяется поставленной руководством страны задачей. И, наконец, необходимо учитывать специфику страны пребывания... Полагаю, что ВЫДЕЛЕННАЯ ВАМИ ВТОРАЯ ГРУППА НЕЖИЗНЕСПОСОБНА, ПОСКОЛЬКУ НАЗНАЧЕННЫЙ В ТУ ИЛИ ИНУЮ ДИПМИССИЮ ДИПЛОМАТ ОБЯЗАН ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА.

В работе дипломата "конечным продуктом" является уровень межгосударственных отношений. По большому счету, все очень просто, когда дело касается оценки качества работы дипломата.

Широкой публике, прессе достаточно ответить на простой вопрос: повысился ли уровень межгосударственных отношений за период работы того или иного посла? Приобрели мы или нет надежного партнера на международной арене? Естественно, руководство оценивает работу дипломата еще и по показателю способности выполнить те или иные конкретные задачи в стране пребывания.

- Вы достаточно хорошо знаете турецкие реалии, ибо трудились здесь и в качестве консула. А теперь вы посол. Скажите, пожалуйста, насколько цюрихские протоколы повлияли на характер азербайджано-турецких межгосударственных отношений и на работу наших дипломатов в Анкаре?

- В мире все меняется. Естественно, годы спустя, а точнее через 11 лет, вернувшись в Турцию, я увидел совсем другую страну. Изменился мир вокруг Турции. Изменилась сама Турция. В регионе появились новые вызовы, новые угрозы, одного и новые возможности.

Что касается Турции, то, на мой взгляд, эта страна сделала огромный рывок вперед в развитии политической системы, экономики. Это признается и ведущими международными финансово-экономическими институтами. И дело не только в повышении финансового рейтинга Турции, которое произошло недавно. Речь идет о повышении доверия к экономике Турции в целом.

Усиление позиции Турции на международной арене приводит и к усилению позиций Азербайджана, и наоборот, по той простой причине, что Азербайджан и Турцию связывают крепкие узы братских отношений. Так было всегда. Турция не в числе первых, а самой первой признала независимость Азербайджана. И сегодня Турция находится рядом с Азербайджаном в нашей борьбе за восстановление территориальной целостности и справедливое урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха в рамках международного права. И все это дает нам основание утверждать, что Азербайджан и Турция - стратегические союзники и надежные партнеры.

- Стало быть, кризис, связанный с подписанием цюрихских протоколов, не возымел негативных последствий для наших отношений?

- Я бы охарактеризовал подписание цюрихских протоколов как момент испытания на прочность азербайджано-турецких отношений. А последующие события показали, что обе стороны вышли из этого испытания с честью. То есть последующие события еще раз доказали, насколько точно в свое время оценил характер этих отношений наш общенациональный лидер Гейдар Алиев, заявивший, что Азербайджан и Турция - это одна нация-два государства.

Логическим продолжением процесса стало создание буквально через месяц после подписания вышеупомянутого соглашения Высшего совета по стратегическому сотрудничеству, который станет действенным механизмом в реализации достигнутых между сторонами договоренностей. То есть уже создан действенный механизм по реализации указанных в Соглашении по стратегическому партнерству и взаимной помощи положений и пунктов.

- К этому соглашению мы еще вернемся. А вот недавно посол Турции в Азербайджане заявил, что нам необходимо внести коррективы во взаимоотношения с Израилем с учетом обострения турецко-израильских межгосударственных отношений. Насколько эта проблема актуальна, если азербайджано-израильские отношения тоже идут по восходящей? И может ли Азербайджан способствовать снижению накала страстей во взаимоотношениях между Израилем и Турцией?

- Необходимо обратить внимание на следующие моменты. Азербайджан и Турция являются стратегическими партнерами. Между двумя странами на сегодняшний день подписано около 160 межгосударственных и межправительственных соглашений и иных документов, регламентирующих многие сферы двусторонних отношений. То есть создана основательная нормативно-правовая база для поступательного развития отношений.

Что касается обострения турецко-израильских отношений, сразу отмечу, что мы заинтересованы в нормализации турецко-израильских отношений. Но при этом хотелось бы отметить, что часть претензий к Израилю справедлива. Не секрет, что именно Израиль препятствует созданию палестинского государства. Как вам известно, Азербайджан среди первых поддержал инициативу Палестинской автономии в ее обращении в ООН с просьбой о признании независимости палестинского государства.

 

 

Зеркало. – 2011.  -22 октября.  – С. 3,6.