Все еще "маленький Азербайджан"

 

Где ключ и замок от "карабахских ворот"?

 

          Н.Самедоглу 

 

Проектирование единого "южно-кавказского мирного дома", - намерение хотя и весьма практичное, но пока еще трудно-реализуемое. Понятно, что проблема даже не только или, вернее, не столько в том, что этого не хотят страны Южного Кавказа. "Государственные приоритеты", исторические амбиции, реваншистская стратегия и немалочисленные иные составляющие устремлений, направленных на геополитическое преобладание в регионе, являются неразделимыми звеньями причинно-следственной цепи. Корреспондент газеты "Зеркало" обратился вчера с некоторыми вопросами к руководителю Грузинского фонда стратегических и международных исследований профессору Александру Рондели.

- Из ваших уст часто можно слышать такое определение, как "маленькие страны", которое вы используете и относительно трех стран Южного Кавказа. Географические и демографические предпосылки для подобной оценки ясны. Несмотря на развитие региона в целом и отдельных стран, в частности, думается, что термин "маленькое государство" пока еще приемлем для Азербайджана, Грузии и Армении также в политической и экономической плоскости. Но, тем не менее, неужели мы так же "малы", как, к примеру 10 лет назад?

- "Маленькая страна", даже если правильнее сказать, "малая страна", - это государство, у которого нет больших, широких военно-политических возможностей, и в котором понимают, что в одиночку страна не может обеспечить свою национальную безопасность. К сожалению, и Азербайджан, и Армения, и Грузия - все-таки "малые страны". Наряду с этим понятие "малая страна" созвучно и схоже с определением "слабое государство". Бесспорно, что в военно-политическом отношении каждая из трех южнокавказских республик "не ровня" ни супердержавам, ни даже средним странам. С другой стороны, мы все же в какой-то мере вершители собственных судеб. Страны Южно-Кавказского региона не должны давать другим возможность, как говорится, решать за них. Хотя, конечно, в данном случае необходимо добавить, что возможности у Азербайджана, Грузии и Армении ограничены.

- Может, Азербайджан и Грузия, хотя бы с точки зрения экономической и где-то политической значимости, как-то "выросли" в глазах мировой общественности благодаря тем же совместным энергетическим проектам?

- Безусловно, мы повзрослели, стали, так сказать, более "знакомыми". Сами как-то освоились. Началось развитие отношений на более высоком уровне, то есть сотрудничество между Азербайджаном и Грузией, а также с другими странами.

К тому же к нам в мире уже привыкли, у наших государств "есть свое лицо". Правда, так или иначе, мы не перешли в категорию "средние страны". Но соглашусь, что южнокавказские страны уже не те, что были лет 10 назад, и с нами считаются.

- В таком случае азербайджано-грузинский стратегический конфедеративный союз способен стать в геополитическом плане антитезисом "великодержавным амбициям" некоторых стран? В принципе, насколько реально для сегодняшних дней военно-политическое объединение между Баку и Тбилиси?

- Отношения между Азербайджаном и Грузией сегодня настолько тесные, что целесообразнее даже говорить о каком-то уровне взаимной интеграции. Глава грузинского государства Михаил Саакашвили в свое время метафорично подчеркнул, что Азербайджан и Грузия очень близки, и следующим этапом прогресса во взаимоотношениях будет конфедерация. Что касается нашего военно-политического сотрудничества, могу сказать: оно де-факто более широкое, чем кажется на первый взгляд. Баку и Тбилиси - стратегические партнеры как в экономической, политической сфере, так и в некоторой мере помогают друг другу в военном плане. Мы друг друга понимаем очень хорошо. Ведь у нас много схожих национальных, государственных проблем. Поэтому наши отношения будут развиваться и дальше, становясь все более тесными. В регионе достаточное количество нерешенных вопросов. Та же карабахская проблема висит как дамоклов меч над всем Южным Кавказом. Между тем не секрет, что наш северный сосед смотрит на южнокавказское пространство как на "бесплатное приложение" к своей территории, не считаясь с национальными интересами стран Южного Кавказа. Но время идет, и мы укрепляемся, и я уверен, что с государствами Южного Кавказа придется считаться в будущем.

- А как вы относитесь к такому популярному пониманию относительно того, что нынешняя Грузия - это "западный проект", армянское государство - "российский анклав", Азербайджан - "золотая середина"?

- Думаю, клеить ярлыки - неблагородное дело. Ярлык - это всегда обобщение, как правило, не совпадающее с действительностью, а не конкретизация. По этой причине ярлыки всегда нас "уводят куда-то". Я бы не сказал, что сегодняшнее грузинское государство - это проект Запада. Вот Армения реально находится в зависимом положении. А Грузия не зависит ни от Москвы, ни от Запада. Да, мы пользуемся поддержкой Запада. Но это не военная поддержка, а гуманитарная, экономическая и политическая. В свою очередь многовекторная политика Азербайджана нам понятна, поскольку исходит из государственных приоритетов.

- Но почему же "маневренность" - в целом больше внешнеполитическая стратегия именно Азербайджана? Ведь Армения и Грузия тоже стремятся защитить свои национальные интересы.

- Я не спорю, что разница во внешней политике трех южнокавказских стран довольно значительная. Но у азербайджанского и грузинского взглядов на внешний мир больше общих точек соприкосновения.

- Вот вы говорите, что Запад оказывает Грузии гуманитарную, политическую и экономическую поддержку, но не военную. А сотрудничество с НАТО? А натовская программа "Обучи и оснасти", которая была направлена на подготовку вооруженных сил Грузии для перехода на стандарты Североатлантического союза? В конце концов, вы же сами сказали, что малые страны не способны в одиночку защитить свою безопасность.

- По большому счету Грузия ничего не получает от НАТО, кроме как добрых советов и наставлений относительно демократизации и развития политических институтов. Есть какая-то помощь, но она незначительная. В общем плане военной помощи нет.

- Значит, в грузинской армии старая советская военная техника?

- Грузия покупает в странах вооружение, которое в этих государствах списывают.

.

 

Зеркало. – 2011. – 8 января. – С. 6.