Угроза войны возрастает

 

Уже никто не питает иллюзий по поводу возможности мирного урегулирования карабахского конфликта при посредничестве России

 

Завершился очередной раунд переговоров между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении - Эльмаром Мамедъяровым и Эдвардом Налбандяном - при посредничестве главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова.

Главным итогом этой встречи можно считать не отсутствие позитивного или же негативного результата, а отсутствие ожиданий того, что посредством переговоров, по крайней мере, на данном этапе и при посредничестве России, вообще что-то можно изменить в процессе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Некоторые станут утверждать, что сам факт этой встречи после провала Астанинского саммита ОБСЕ можно считать позитивным явлением. Это не всегда и не совсем так. Сам факт продолжения переговоров можно считать позитивным фактором только в том случае, если хотя бы один из участников питает, может быть, и ошибочные, но все же иллюзии по поводу возможности достижения позитивного результата. А в данном случае стороны конфликта, кажется, не только потеряли веру в возможность достижения позитивного для себя результата посредством переговоров, но и прекрасно осознают, что Россия, выступая посредником в данном мирном процессе, преследует совсем иную цель.

Как справедливо отмечает заместитель главного редактора ИА Regnum Виген Акопян в статье "Закавказская симметрия - Карабах против Nabucco", возможная новая война в Карабахе нарушит всю "коридорную логику", подорвет гарантии безопасности Баку-Тбилиси-Джейхана и ключевого отрезка Nabucco - Баку-Тбилиси-Эрзурума, ожидающего к 2015 году туркменский газ.

"В данном контексте следовало бы развить мысль о том, кому может быть выгоден удар по транзитным трубопроводам на азербайджанской территории, который перманентно грозятся произвести армянские военные в случае попытки блицкрига с азербайджанской стороны. С другой стороны, нельзя не заметить и то, на кого возложена вся полнота ответственности за такой сценарий. В обоих случаях речь идет о России, которая, безусловно, не заинтересована в укреплении гарантий безопасности транзитного коридора Восток-Запад, но при этом ограничила свой доступ туда с севера, а теперь и создает гарантии его безопасности с юга. И небезуспешно, о чем свидетельствует подписанная президентом РФ Дмитрием Медведевым Майендорфская декларация", - отмечает автор.

При этом В.Акопян заявляет, что из сказанного может возникнуть ложное впечатление, что новая война в Нагорном Карабахе может принести России стратегические дивиденды при потере некоторой части международного политического имиджа: "Но это совершенно не так. Новая война в Закавказье приведет к катастрофе регионального масштаба и вновь актуализирует абхазский и осетинский очаги с перспективой разбалансировки ситуации на всем Северном Кавказе. Более того, на этот раз прогнозами о новой "холодной войне" дело не закончится. В военные действия неминуемо будет втянута Турция, подписавшая с Азербайджаном военно-политический договор о взаимопомощи, сравнимый по своему значению с аналогичным армяно-российским документом. Именно с учетом этих обстоятельств можно с высокой долей уверенности полагать, что после войны в Южной Осетии политика России в карабахском, впрочем, как и приднестровском, вопросе носит характер вынужденный и лишенный альтернативных, не чреватых серьезнейшими последствиями вариантов".

Это, по мнению автора, понимают и все остальные участники указанных процессов. Для России вырисовывается необходимость дальнейшей заморозки карабахского процесса. Однако данная задача представляется трудновыполнимой в первую очередь из-за экономической ситуации, в которой оказалась Армения. Обеспечение экономического и военного паритета с Азербайджаном требует год от года новых усилий. Поэтому В.Акопян считает, что недоумение, которое высказывали армянские политологические круги в связи с досрочной пролонгацией срока дислокации российской военной базы в Гюмри, в сложившейся ситуации выглядит, как минимум, неадекватным.

На самом деле, это был действенный шаг по наращиванию военного потенциала Армении и срока действия российских гарантий на десятилетия вперед. Но и вместе с тем это был сигнал о том, что на большее Армения в случае быстрого возобновления войны рассчитывать от России не может.

"Понимая это, Армения спешит заручиться дополнительными гарантиями "третьего", наиболее непредсказуемого, но при этом наиболее важного игрока - Грузии, довершающей, между прочим, демонтаж жизненно важного для Армении коридора Север-Юг. Разговоры о возможности передачи газопровода Моздок-Тбилиси азербайджанской Госнефтекомпании и планах его использования для прокачки азербайджанского газа к грузинским портам не возникли на пустом месте. Это мощнейший элемент шантажа Армении и России.

Значение этих разговоров для Еревана выше, чем прогнозы о предстоящей продаже C-300 Азербайджану. Вряд ли здесь забыли, кто именно в свое время помешал российскому "Газпрому" приватизировать эту трубу. Наверняка тот, кто сегодня допускает его передачу Азербайджану!

"Да здравствует безопасная Армения! Да здравствует безопасная Грузия!" - провозгласил президент Армении Серж Саркисян, выступая на днях в Ереване рядом с Саакашвили. И он был совершенно искренен, поскольку в случае срыва ситуации в Карабахе в военное русло "небезопасная" Грузия подорвет тылы и похоронит всякую надежду армян на победу. А кто может подорвать безопасность Грузии - общеизвестно. Как уже было отмечено выше, Россия на данном этапе выполняет иную работу - она повышает эту безопасность, хотя и вынужденно", - отмечает В.Акопян. Таким образом, опять же вполне логично отмечает В.Акопян, Еревану, отдающему себе отчет в неизбежности коллапса коридора обеспечения Север-Юг, остается уповать на гарантии Саакашвили и лелеять надежду на присоединение к живительному коридору Восток-Запад: "И здесь вопрос номер один: полномочен ли Михаил Саакашвили регулировать такие вопросы? Необходимо констатировать - безопасность и функции транзитного коридора определяются не той страной, по территории которой он пролегает, а поставщиком и потребителем транзитного продукта - в данном случае Азербайджаном и Турцией. Здесь стоит вспомнить, как в результате грамотной координации действий, и невзирая на усилия Запада, Баку и Анкара "похоронили" цюрихские протоколы.

Напрашивается следующий вывод: даже если усилия Вашингтона и Брюсселя приведут к выводу России из региона и запуску Nabucco, Баку и Анкара продолжат свою долгосрочную стратегию по изоляции Армении вплоть до полной ее капитуляции. Более того, ультиматум Баку "Nabucco в обмен на Карабах" будет звучать тем отчетливее, чем ближе завершение стройки века - газопровода Восток-Запад - в Туркменистане". Во-первых, радует то, что хотя бы некоторые армянские политологи осознают, что после августовской войны 2008 года реализация проекта "Север-Юг", по крайней мере, через территорию Армении окончательно похоронена. Радует и то, что хотя бы некоторые армяне понимают, что без урегулирования карабахского конфликта Армении не удастся и подключиться к энергетическому, транспортно-коммуникационному коридору Восток-Запад. Азербайджан будет против, Грузия не станет особо настаивать, для Туркменистана главным является не маршрут, а реализация данного проекта. А что касается Турции, то она, как и прежде было при решении подобных вопросов, "молчаливо" поддержит позицию Азербайджана.

Уповать на проармянски настроенный Запад, в том числе и Евросоюз, также не приходится. Да, Запад в целом, Евросоюз и США, в частности, по разным причинам заинтересованы в участии Армении в региональных энергетических и транспортно-коммуникационных проектах, но, как говорится, до поры до времени.

А точнее, до того времени, пока сроки не поджимают. А сроки уже поджимают. До 2015 года осталось не так уж много времени.

Так поступил Запад с Арменией, когда началась реализация проектов "Баку-Тбилиси-Джейхан" и "Баку-Тбилиси-Эрзурум". Запад не будет жертвовать собственными интересами ради Армении. Именно эту истину хотел донести до армянских депутатов в Парламентской ассамблее Совета Европы министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.

"Турция готова открыто обсудить все вопросы со своими соседями. Подписание протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией, служило многим целям. Существующие проблемы воспрепятствовали реализации этой нормализации. Армения на сегодняшний день оккупировала 20% территории страны-члена Совета Европы". По информации корреспондента АПА, подобный ответ дал Ахмет Давутоглу на вопрос армянского парламентария после выступления на зимней сессии ПАСЕ.

А.Давутоглу отметил, что нормализация отношений на Южном Кавказе зависит не только от нормализации отношений между Турцией и Арменией, но и от нормализации между Арменией и Азербайджаном: "Азербайджан является членом Совета Европы.

.

 

Р.Миркадыров 

 

Зеркало. -2011. – 26 января. – С. 1- 2.