“Будущее – за молодежью…!”

Интервью газеты "Зеркало" с заслуженным деятелем искусств, кинорежиссером Алекпером Мурадовым

Сегодняшний гость газеты “Зеркало” – заслуженный деятель искусств Азербайджана Алекпер Мурадов, на счету которого около 60 документальных и художественных фильмов. О том, над чем в данный момент работает кинорежиссер, о творческом потенциале нашей страны рассказывает заслуженный деятель искусств, член Союза художников, член Союза кинодеятелей Азербайджанской Республики Алекпер Мурадов.

- Алекпер муаллим, начнем с последних творческих новостей. Над чем вы сегодня работаете?

- Как вам известно, сегодня я преподаю курс фотожурналистики на факультете журналистики Бакинского славянского университета. На основе программ университетов, действующих в Англии и Норвегии, составлена программа обучения студентов БСУ, которые за короткий промежуток времени учатся фотографировать и готовить фоторепортажи. Более того, многие работы довольно успешные, и доказательством тому стала выставка фотографий, прошедшая в Российском информационном культурном центре, где студенты БСУ получили призовые места.

Должен отметить, что в БСУ учится очень талантливая молодежь. Если честно, я не ожидал, что за короткий период времени – один семестр – можно снимать такие фотографии!

Сегодня мне бы очень хотелось параллельно с курсом фотожурналистики вести курс режиссера-оператора, так как ректор БСУ, профессор Кямал Абдуллаев хочет снимать фильм “Деде коргуд” именно с помощью студентов. Правда, он задает достаточно сложную задачу для кинематографиста, а именно, когда студенты и слушают, и участвуют в съемках, и играют. Но нет ничего невозможного, стоит только подготовиться профессионально и обучиться азам киноискусства. Думаю, у студентов все получится, так как в них горит желание снимать, представлять все на большой экран, а это уже и есть начало режиссуры.

Также, как вы знаете, в БСУ запущен проект “Музей кино-, фото- и радиотехники. История развития”, руководителем которого я являюсь. Коллекция, которой нет цены, собиралась мною в течение 45 лет. Здесь хранятся аппаратура – съемочная, проекционная, осветительная, монтажная, приспособления для киносъемки, а также фотоаппараты разных эпох. Теперь у студентов БСУ появилась такая возможность – наглядно увидеть историю развития кинотехники от эпохи изобретения до наших дней.

- Скажите, а на каком уровне находится на сегодняшний день отечественный кинематограф?

- Сложный вопрос (улыбается). Да, сегодня фильмы снимаются один за другим, но даже съемочная группа фильма не смотрит эту ленту. Постепенно мы пришли к тому, что и зритель кино не смотрит. Все задаются вопросом: “Как же вернуть зрителя в кинотеатр?” Отвечу прямо: это долгая и кропотливая работа, так как мы упустили своих зрителей, оттолкнули от кино низкопробными фильмами, которые представляем их вниманию. Кино нет, так как нет зрителя.

- Почему тогда продолжают снимать фильмы, которые не смотрят, а в итоге и не вспоминают?

- Начнем с того, что для такого города, как Баку, у нас очень мало кинотеатров и всего один киноцентр “Низами”. Зритель уже не тот, что 20-30 лет назад. Сегодня он молод, вместе с ним и кинематограф является самым молодым. Речь идет о спецэффектах – инструменте, который способен заставить зрителя поверить в создаваемую на экране иллюзию. Зрители рвутся на 3D, 5D показы, не понимая, что это уже не кино. А ведь любой фильм должен нести что-то важное и оставлять след в душе. Лично мне интересно такое кино, которое будоражит, пробуждает новые и неожиданные чувства, которое проникает внутрь и на какое-то время становится частью тебя. Мне студенты часто задают вопрос: “Чем отличается кино от телевидения?”

Конечно, вовсе не тем, что фильм снят на кинопленку, а телепередача – на видео. По телевизору мы можем смотреть передачу или тот же фильм, отходить на кухню, говорить по телефону, возвращаться, а передача все будет идти. А смотреть настоящее кино – это сидеть в темном зале, когда перед тобой только большой экран и нет моментов, на которые можно отвлечься. Этот эффект присутствия – здесь и сейчас необходим нам, как глоток свежего воздуха. Важно, чтобы молодежь поняла, что кино заставляет думать, дает возможность познавать, и из кинотеатра зритель непременно должен возвращаться с определенным багажом знаний.

- Как вы оцениваете кинофестивали и презентации фильмов, проводимые в стране?

- Я пришел к выводу, что то, что нам показывают на помпезных презентациях фильмов, где собираются только ради того, чтобы поздравить друг друга, на экран никто уже не смотрит. Достоинства того или иного фильма, показ кадров никого не интересуют, и все это остается на втором плане. Сегодня в стране нет даже кинокритиков, которые бы разобрали фильм “по полочкам”.

Профессия кинокритика важна для общества, ведь здоровая критика и объективное суждение бывают очень полезными. Ошибки совершают все, в том числе и актеры, и режиссеры. Кинокритик обязательно заметит ошибки и укажет на них. Думаю, что критических рецензий нет не потому, что люди не знают, как нужно разбирать фильм, а просто есть определенное давление, которое не дает возможность выплеснуть все эмоции. Я всегда говорю, что мы работаем исключительно для зрителя, и если он нас не признает, то грош нам цена.

- Каков же итог? Есть ли будущее у отечественного кинематографа?

- Будущее кино я вижу только в лице молодежи. То, что было до этого, необходимо очистить и ликвидировать, дать возможность снимать молодым. Да, пусть первый раз они испортят фильм, но ведь на ошибках учатся. Во второй раз фильм будет однозначно гениальным.

Фильмы нужно снимать в первую очередь для нас самих, а не для получения признания на мировых площадках. Думаете, сегодня можно удивить фильмами о национальных трагедиях и войне? Ничего подобного. Более того, средства на съемки фильма выделяются, но темы нет. А для этого нужно просто обратиться к народу, узнать хоть у какой-то части, что их волнует? Что они ищут в этой жизни? Первым своим долгом, можно сказать, и долгом перед Богом, я считаю донесение до людей тех знаний, которые у меня есть.

Заходя в аудиторию к студентам, я должен успеть рассказать им все то, что во мне копилось все эти годы, чтобы спокойно покинуть этот мир. Хорошо ли, плохо ли знаю эту сферу, но я должен чему-то научить современную молодежь. Примет ли она мои познания, второй вопрос. Но я уверен, что она в них нуждается.

- Каков творческий потенциал молодежи нашей страны?

- Сегодня от многих приходится слышать, что молодежь сейчас безнравственная, у нее нет никаких идеалов и духовных ценностей, на уме одни лишь развлечения. Между тем каждое поколение осуждает своих преемников, но по сути изменений нет. Я часто общаюсь со студентами, молодым поколением и вижу, что, если и существует некая пустота, только лишь в нравственном отношении. Но тут нужно просто быть требовательным, выводить имеющийся потенциал наружу.

На мой взгляд, старшее поколение виновато больше, чем молодое, ведь именно первое не оценивает их таланта, не смотрит на них, как на наше будущее. Конечно, при этом у молодых людей будут “опускаться руки”. В них нужно верить, и главное – ждать положительного результата. Невозможно ничему не научить, а требовать результата. Ведь только от нас – старшего поколения – зависит будущее молодежи.

- Расскажите о вашем пути в кино.

- Я окончил операторский факультет ВГИКа, а те, кто оканчивает факультет с отличием, получают право снимать фильм. Несмотря на то, что я получил это право, за каждой моей работой стояли огромные затраты энергии и нервов. Каждый раз собирался худсовет, который думал, обсуждал и принимал решение – можно ли снимать дальше или нет. В то время старшее поколение делало буквально все, чтобы молодежь не пошла вперед. Но я с ранних лет был приобщен к этому делу, так как мой отец был студийным работником. К тому же в 60-е годы было очень популярно снимать фильмы, и буквально каждый снимал любительское кино. Также я занимался в клубе кинолюбителей, где преподавали мастера своего дела, кинематографисты А.Атакишиев, А.Измайлов, Т.Султанов, Н.Бадалов.

С юных лет я снимал короткометражные фильмы, участвовал в разных кинофестивалях. Несмотря на то, что по настоянию отца поступил в Институт нефти и химии, так как он считал, что АЗИ – это зеленый свет, ни одного дня геологом я так и не проработал. Учась в АЗИ, я руководил киностудией “Азнефтехимфильм”, постоянно бывал на фестивалях, снимал что-то. Потом меня пригласили на киностудию “Азербайджанфильм”, где я снял несколько работ, но все это будто ушло, как говорится на языке кино “в затемнение”. Сегодня осталось только воспоминание о том, что такое время было.

- Будучи известным кинооператором и кинорежиссером, вы себя реализовали и как художник…

- Живописью я занимаюсь с детства. На сегодняшний день я являюсь членом Союза художников, а мои выставки проходили в Германии, Великобритании, Иране, четыре раза в Азербайджане. Я горжусь тем, что моим наставником был Саттар Бахлулзаде, который говорил: “Картина художника будет жить вечно”. Сегодня горжусь тем, что у меня есть много работ, находящихся в личных коллекциях в Швеции, России, других странах. Раз моя картина висит дома у того или иного человека, значит, я смог его заинтересовать, проникнуть в глубь души и сознания. Сегодня тоже много тем, которые хочется воплотить в жизнь, но не позволяет состояние здоровья. Так еще и мастерской у меня нет. Жизнь заканчивается, а у меня нет ни мастерской, ни квартиры, ничего…

- А если оглянуться назад, вы довольны прожитой жизнью?

- У каждого человека своя жизнь, каждому предначертана своя судьба, в которой было немало счастливых моментов. Я могу гордиться тем, что на своем веку повстречал много талантливых людей, более того, был лично с ними знаком. Насчет достижений в жизни отвечу иначе. Думаю, что в жизни никто ничего не достигает. То, что мне было дано волей Аллаха, то и сбылось, и шанс, который мне был дан судьбой, я не упустил. Я постоянно оглядывался назад и отчитывался перед собой о том, что смог сделать полезного для общества.

- Жизнь ради кино – это о вас?

- Если учитывать то, что уже 20 лет я ничего не снимаю, да и мне просто не дают снимать, отодвигая на второй план, все равно не представляю себя без кино и искусства. У меня не было в жизни моментов, когда я хотел все бросить. Как бы ни было сложно, держался и шел до конца. В 80-е годы, когда все уходили из кинематографа, я был единственным, кто в нем остался и продолжал работать на телевидении. Горжусь тем, что не променял свою профессию ни на что. Я точно знаю, что второй раз на свет я не приду, поэтому занимаюсь тем, что мне по душе. Кино – это моя судьба…

- Поделитесь самыми яркими воспоминаниями вашей творческой жизни.

 

- Все фильмы, которые мне удалось снять, над которыми я работал, до сих пор вспоминаю с улыбкой на лице. То, что осталось за кадром, просто бесценно. А самыми лучшими и яркими годами моей жизни были годы учебы в Москве. То, что я приобрел тогда, тот багаж знаний и опыта, – бесценно. Конечно, за всю мою долгую жизнь у меня было много ярких моментов и событий, но, боюсь, в газете не хватит места написать об этих счастливых моментах и эпизодах (улыбается).

- Что бы вы хотели сказать читателям?

- Я готов всячески помогать молодым людям, только чтобы они выбрали правильный путь и пошли по нему. Не стоит “опускать рук”, нужно стремиться только вперед и делать то, что подсказывает вам сердце. Человек сам выбирает профессию, а не по блату и связям, как привыкли у нас. Нужно понять, что вмешиваться в жизнь детей неправильно. Пусть они экспериментируют, ведь только так и можно добиться успеха. Каждый молодой человек имеет право жить так, как он хочет. А нам лишь нужно не давить на них, а осторожно направлять. Молодежь – наше будущее, как бы это традиционно ни звучало! Но я искренне в это верю.

Камилла Алиева.

Зеркало.- 2012.- 8 декабря.- С.-27