Папа сумел всей душой полюбить свой народ…

 

Беседа газеты "Зеркало" с оперной певицей, заслуженной артисткой республики Рашидой Бейбутовой

Пока человек живет в наших сердцах – он живой… “Золотой голос” Азербайджана – Рашид Бейбутов – навсегда остался в памяти миллионов людей как солнечный певец из солнечного Азербайджана. Его многочисленные концерты, проходившие под общим лозунгом “Пою тебя, родной Азербайджан!”, имели огромный успех. В течение своей сценической карьеры он выступал в различных жанрах – и как оперный певец, и как киноактер, и как исполнитель произведений камерной музыки, однако огромную популярность завоевал именно как эстрадный певец. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит “Песню нефтяника” Т.Кулиева, песню С.Рустамова “Баку” на стихи Ю.Гасанбека? Песенный репертуар певца необъятно широк.

14 декабря исполнилось 97 лет со дня рождения выдающегося деятеля культуры, певца и общественного деятеля Рашида Бейбутова, талант которого неоспорим и недосягаем. О своем любимом отце, народном артисте СССР, нам рассказала оперная певица, заслуженная артистка Рашида Бейбутова которая достойно продолжает дело своего отца…

- Рашида ханум, выдающегося певца Рашида Бейбутова, нет с нами уже 23 года. Но память о нем жива…- В первую очередь словосочетание “память о нем жива” должно подкрепляться какими-то определенными действиями, чувствами, нюансами. Чем мы – люди – можем подчеркнуть память тех, кого любим и помним? Думаю, это нечто большее, чем просто слова и воспоминания. Память надо поддерживать, но главное – о ней необходимо заботиться. Ведь, когда мы делаем надгробные памятники, то заботимся о своих ушедших, приходим на могилу почтить память любимых людей и необязательно по определенным датам.

Сложно ответить на вопрос о почитании памяти великих людей. Думаю, здесь стоило бы перечислить то, что было сделано в честь памяти Рашида Бейбутова. Но, если честно, у меня нет на этот счет никаких аргументов.

- Скажите, а каким он остался в вашей памяти?

- В моей памяти он остался, безусловно, человеком c ярким и неповторимым даром. После ухода из жизни родногого мне и дорого человека передо мной ярко предстали все человеческие дары моего отца. Рашид Бейбутов прежде всего отличался своей высокой культурой, правильным отношением к быту. Хочу отметить, что дома он был тем же Рашидом Бейбутовым, что и на сцене, среди своего коллектива и коллег. Ему незачем было одевать вначале одну маску, потом менять ее на другую, и на сцене он был таким же настоящим, как и в жизни. В нем всегда “жила” невероятная эмоциональность, искренность, а главное – отсутствовало такое качество, как снобизм и чванство. Удивительно, что этот человек объездил полмира, знал невероятное число людей, с которыми дружил и поддерживал самые теплые отношения, казалось, его ничем невозможно удивить. Но, тем не менее, он всегда удивлялся всему прекрасному, доброму и великому на Земле. В душе он был “большим ребенком” и радовался тому, что у него есть возможность слышать, видеть и познавать что-то новое. Скажу больше, чувство радости и удивления папа сохранил до последних минут своей жизни.

Папа был очень справедливым человеком. Он никогда ни с кем не конфликтовал. Он никогда не ставил мне преград и не сковывал в рамки, никогда не менял домашнюю ауру. Он не признавал таких моментов, как манипулирование своей женой или дочерью, навязывание мнения как хозяина дома. Папа мог меня направить на истинный путь, дать правильный совет, что он и делал, когда становился вопрос в выборе моей профессии и репертуара. Его роль как отца была двойной.

- Значит, Рашид Бейбутов был не только великим певцом, прекрасным отцом, но и другом…

- Верно. Он был мне не только отцом, но и заменял материнскую заботу и ласку. То, что на тот период жизни мне не могла дать мама, так как была очень молода, папа, как старший в семье, делал все возможное для моего блага и воспитания. Безусловно, с уходом папы мне стало очень тяжело, так как всю жизнь я жила под его предводительством. Сказать честно, когда папа ушел из жизни, я даже не была готова окунуться в мир людской. Папа был человеком, который любил меня больше жизни и оберегал, как зеницу ока. Но и этого я была лишена…

- Как отражалось на вас то, что вы являлись дочерью выдающегося певца?

- Скажу вам честно, тяжело быть непохожей на кого-то. Подобный факт всегда вызывает настороженное отношение у людей, ведь всем нужны стереотипы. Интеллектуальных и индивидуальных личностей не любят. Конечно, не все люди такие, и все это относится к тем, кого буквально переполняет чувство зависти. Что касается меня, то лично я в жизни поставила такие огромные планки, что, думаю, до них трудно дотянуться даже “большим” артистам. Чем больше ты обладаешь профессиональными навыками и знаниями, тем строже к себе относишься, что порой даже сбивает человека с толку. А порой из-за излишней строгости можно и недооценить свои возможности. Излишний контроль над собой меня обязывал ко многому, и это в первую очередь связано с нашей фамилией. Однако мне кажется, что если бы я и не стала творческим человеком, выбрав другую профессию, я бы все равно ставила перед собой высокие планки. Мне от этого не убежать – это моя карма по жизни.

- На выбор вашей профессии повлияло творчество отца? Хотел ли Рашид Бейбутов при жизни, чтобы вы пошли по его стопам?

- Конечно, преемственность династии присутствует всегда и везде. И папе этого очень хотелось, но он никогда не заставил бы меня пойти по его стопам, против моей воли. Я была свободна в своем выборе. Изначально я выбрала иной путь, ведь моя первая профессия, которую я безумно люблю, – пианистка. Кстати, уже при прохождении в консерватории вокального факультета эта профессия дала мне большие льготы. Я считаю себя, – и, надеюсь, таковой же считают и меня, – грамотным музыкантом, знающим всю музыкальную культуру и хорошо разбирающимся во всех музыкальных тонкостях. Благодаря природной постановке голоса и генетическому певческому коду я и стала певицей.

- Продолжил ли творческую династию ваш сын – внук Рашида Бейбутова?

- Может, он и продолжил бы эту творческую династию, если бы рядом не находились люди, которые постоянно его отговаривали от возможности стать певцом. Таких моментов было немало. В юном возрасте, в котором и находится мой сын, важно, чтобы рядом были люди, умеющие раскрыть потенциал и показать истинный путь. Сказать честно, мой сын обладает прекрасным голосом, и он так же, как и я, и пианист, и певец. Но на данном этапе, учитывая состояние отечественной эстрады, он не захотел идти по этому пути и сегодня занимается бизнесом. Правда, сказал, что, возможно, вернется к своим начинаниям, но не сегодня, а чуть позже.

- Как, по-вашему, каково наше отношение на сегодняшний день к ушедшим великим людям? Какой урок мы из этого извлекаем?

- К сожалению, мы вспоминаем об ушедших только по круглым датам и то не всегда. Мне бы очень хотелось, чтобы в стране проходили вокальные конкурсы имени Рашида Бейбутова, снимались новые документальные фильмы, так как есть много нераскрытых материалов. Это не только мое личное желание как дочери великого певца, но и желание народа. Думаю, все слова, произносимые как прекрасные воспоминания, должны подкрепляться и какими-то поступками.

Несколько лет назад, нами был организован Фонд имени Рашида Бейбутова, которым велась кропотливая работа по сохранению материалов и записей отца. Все это было очищено, записано на диски в цифровом формате, что до сих пор распространяется, дарится, продается, и скажу больше, они подарены представителям наших диаспор за рубежом: в Израиле, Германии, Канаде, Украине, Америке, Турции, Иране, Индии. Но жизнь проходит, и хотелось бы, чтобы дань этой памяти по эстафете приняли и от нас. Скажу откровенно, меня очень обидел и до глубины души задел тот факт, как отнеслись к проведению юбилейной даты папы – 95-летию. Да, в Союзе композиторов состоялась конференция, посвященная этой дате, но стоит признать, что Рашид Бейбутов являлся выдающимся певцом, а не композитором. Думаю, он заслужил, чтобы в его честь был проведен концерт во Дворце имени Гейдара Алиева. Если честно, мне до сих пор непонятно, неужели он всей своей жизнью, любовью к своему народу не заслужил, чтобы к нему относились с уважением? И это несмотря на то, что общенациональный лидер Гейдар Алиев, который оценивал талант Рашида Бейбутова очень высоко, с которым дружил и общался, в свое время сказал: “Рашид сделал так, что нас узнали на других континентах”.

 

 

Я не могу сказать, что со стороны государства нет внимания к памяти папы… Я благодаpна за все, что делается для увековечения его памяти. Но то, что не были проведены мероприятия в честь 95-летия Рашида Бейбутова

Бесспорно, ценности поменялись. Молодые люди живут иной жизнью, другими глазами смотрят на мир. Однако в социальных сетях, в которых я также частенько бываю, мне приходят ссылки от молодых пользователей с потрясающими произведениями моего отца, великого Муслима Магомаева, Лучано Паваротти. Значит, существует вкус, и не все потеряно? Просто это необходимо поддерживать, ведь если мы окунемся исключительно в “свадебный бизнес”, нам будет уже не до воспоминаний о великих людях нашей страны. Я не могу сказать, что со стороны государства нет никакой поддержки, наоборот, оно всегда поддерживает идею. Более того, я очень благодарна президенту страны за pаспоpяжение об установке памятника Р. Бейбутову и всем великим деятелям искусства.

- Что вы скажете о деятельности Театра песни имени Рашида Бейбутова?

- Театр песни имени Рашида Бейбутова ежегодно и традиционно отмечает каждую дату, связанную с именем папы. Сегодня театр живет полноценной театральной жизнью, работает и выезжает на гастроли. Являясь индивидуальным театром, он старается сохранить в себе тот фундамент, который изначально был заложен Рашидом Бейбутовым. Правда, поменялись артисты и солисты, но память об отце они чтут.

- Рашида ханум, чем вы живете сегодня?

- Я живу искусством. Именно оно меня спасает, придает сил идти дальше, развиваться и стремиться только вперед. Сегодня я работаю над проектом, одновременно посвященным и памяти Рашида Бейбутова, и памяти Муслима Магомаева. Я хочу объединить этих двух непревзойденных мастеров вокала – моего отца и очень близкого, родного нам человека М. Магомаева. На сегодняшний день мы с симфоническим оркестром находимся в стадии подбора репертуара. Конечно, это не очень скорый процесс, но надеюсь, что доживем и до того момента, когда обсудим с вами уже прошедший концерт (улыбается).

- Ваша главная задача – принести память отца через всю жизнь…

- Память и свет… Какой я была в те далекие годы, когда мне дарил конфеты великий Кара Караев, гладил по голове Фикрет Амиров, маэстро Ниязи, который однажды сказал: “Жаль, что я, наверное, не смогу дождаться того момента, когда Рашида выйдет на сцену, а я буду дирижировать”, такой я осталась и сегодня. Я помню всех этих великих людей, и я счастлива, что мне удалось принять от них такую энергию их величия, что порой кажется, что я переживу апокалипсис, но сохраню все эти приоритеты (улыбается). Энергетика, которую я получила от своей фамилии и общения с гениальными личностями, никогда в жизни не даст мне сломаться. Я буду стараться идти по пути своих педагогов и наставников. Я знаю, что все равно культура вновь сделает огромный виток, и все станет на круги своя. Сегодня уже есть прогресс в развитии классического направления. Будем ждать прогресса, который произойдет и в азербайджанской песне, которая на данном этапе полностью отсутствует. К сожалению, сегодня азербайджанская песня существует только в произведениях корифеев, а современной просто нет. Ведь нет тех великих солистов, для которых великие композиторы писали свои произведения.

- Вы далеки от шоу-бизнеса, редко появляетесь на экранах ТВ. Это ваша жизненная позиция?

- Вероятнее всего, это мой дар. Я никогда не появлялась на экранах ТВ, чтобы похвалиться или лишний раз прорекламировать себя. Так и должно быть, ведь я дочь Рашида! Я не имею права хвалить себя, употреблять помпезные эпитеты в свой адрес. Я просто музыкант, которая пpошла хорошую школу, видела все самое лучшее, работала над собой, а суета, происходящая вокруг “звездочек”, меня не интересует. Я знаю свой путь, более того, у меня в руках творческая свобода, и я могу делать то, что хочу. Появляться на экранах ради того, чтобы меня не забыли, – не для меня. Когда буду знать, что готова вынести проект на суд зрителей, тогда и появлюсь.

- А чему главному научил вас отец?

- Идее и цели. Когда артист выходит на сцену, он должен преследовать определенную цель. Конечно, речь идет не о том, как бы заработать большой гонорар, хотя, безусловно, это является стимулом, необходимым для творческого человека. Миссия творчества Рашида Бейбутова заключалась как раз в том, что он сумел высоко поднять народную песню и возвести ее до звучания романса. Ему удалось самое великое в предназначении певца – всей душой полюбить народ, что является самым главным моментом в его творческой судьбе, чем я и горжусь! Я считаю, что у каждого творца должна быть цель в жизни. У нас же на сегодняшний день просто бездумность в эстрадной песне. К сожалению, мы утеряли наше авторское искусство. А народная песня, которую сегодня по бейбутовским канонам неплохо исполняет молодое поколение, будет жить и дальше.

- Вы добились поставленных целей и задач в жизни?

- Конечно, нет предела совершенству. Каждый человек должен твердо знать, какой груз он сможет пронести на своих плечах, и никогда не нужно брать на себя больше, чем ты можешь. В творчестве, может я и добилась поставленных целей, так как смогла донести свой репертуар до зрителей. Мне всегда хотелось петь о том, о чем пел мой отец, так как во мне генетически бурлит энергия. Мне не надо было искать легких путей, так как я всегда знала свой репертуар и чувствовала интуицией музыканта, что папа одобрил бы все, что бы я ни делала. Надеюсь, буду продолжать этот путь и в дальнейшем, как бы он ни был труден.

- Рашида ханум, хотелось бы завеpшить нашу беседу на том, с чего она и началась. Вы согласны с фразой, что человек жив, пока о нем помнишь?

- У меня складывается ощущение, что с уходом великих людей из жизни они становятся святыми существами, которые постоянно присутствуют рядом с нами, а мы, в свою очередь, хотим быть похожими на них. Это и есть то, что миру не даст скатиться во мрак. Порой я задаюсь вопросом: “Что сильнее – сама жизнь или вечность?” Но понимаю, что жизнь сильна тогда, когда переходит в вечность. А для этого нужно сделать все возможное. Тогда и память будет вечной…

  Камилла Алиева.

Зеркало.-2012.- 15 дeкабря.- С.-25.