Мейхана - это не частушки

 

или, Немного об этом виде твоpчества

 

Слегка коробит, когда мейхану сравнивают с частушками. Это все равно, что сравнить глубину сатирического юмора Ильфа и Петрова, Аркадия Райкина с уровнем "6 кадров" и "Комеди клаб". Конечно, все они имеют право на существование, но ведь высота планки совершенно разная.

В Баку есть памятник великому Али-ага Вахиду, а в Москве? Что, там есть памятники частушечникам?

В мейхане ценятся умение и готовность к незамедлительному экспромту, сродни дзенскому "здесь и сейчас", где должны быть и рифма, и смысл, "жгучая соль" и "острый перец", обрамленные в юморной задор. А в частушках можно заранее заготовить "топор" и "пустить по реке "кукуево", и повторять заученное. Мастерство же ведения мейханы передавалось испокон веков. В старину странствующие дервиши возле огня вели философские поэтические баталии, тем самым доказывая принадлежность к самым неожиданным узорам пламени. И тогда, и сейчас уже под названием "Мейхана дейян" они словно выхватывают из информационного пространства нужные куплеты, интонации и воспроизводят острые, как бритва, предложения. И в то же время соблюдают этикет, неписаные нормы поведения, чтоб без меры не оскорбить оппонента, играючи расправить, "разрулить" юмором любую возникшую ситуацию. Чем не пример некоторым, излишне агрессивным политикам? Ведь подчас в громоздскости философской рутины не бывает нужды, а искрометность мейханских реплик оказывается весьма кстати.

C этим не могла не согласиться моя собеседница Севиль Фархадова - доктор музыковедения, известный специалист по эзотерике звука. Научные исследования С. Фархадовой связаны с изучением обрядовой музыки Азербайджана и музыки монодийного типа в мугамном искусстве. Она автор монографий "Азербайджанская музыка" (1990), "Мугам - монодия как образ мышления" (2001).

- Севиль ханум, связано ли нечто в мейхане с особым ритмом, который образовал бум, захлестывающий сейчас огромные территории на постсоветском пространстве?

- Конечно! И по разным источникам, как память цивилизации, народа и всей биопсихоастрохимии, что их составляет, начинает просыпаться. Память возвращает к источнику, и сознание начинает перестраиваться. Симптомы очевидны. Мейхана уходит корнями в древность, когда люди чувствовали ритм так же естественно, как это делают сегодня специальные приборы, например, компьютер.

Причем древние умели различать особенности различных ритмов (свой биоритм, ритм планеты, материка, созвездия и т.п.) Некоторые из этих знаний сегодня нам реально преподносит известный знаток и исполнитель мугама Махмуд Салах. Источник Мейханы восходит к дервишам, а еще раньше этот музыкально ритмичный акт был прорицательством, проводимым у огня и камней.

Возможно, название менялось с ходом истории. Затем в стихотворные газели вкладывались и сатира, и юмор. Еще с советских времен мейхану представляли как явление, не заслуживающее высокого внимания ценителей классической музыки. А различными ярлыками, типа - частушки, лишь умаляли, вульгаризировали и делали ущербным это направление. Но, как видите, все меняется, и теперь в мире проявился интерес к мейхане - как к (способности, дара, эпоса, назовите, как хотите) замалчиваемой истории нашего народа.

- Судя по огромному интересу к азербайджанской мейхане в России, начавшемуся с ролика на youtube "Давай, до свидания!" с Интигамом Рустамовым, другими мастерами мейханы и достигшему апогея в клипе Тимати "Давай, до свидания!", размещенному также на youtube, магия древних начала действовать. К слову сказать, клип с семью рэперами, включая Тимати, снят оператором мастерски, в один кадр, т.е. ни одной монтажной склейки; режиссирован неожиданно просто и легко, метко стилизован под традицию ведения мейханы и подан задорно и с попаданием даже ненормативных реплик "в яблочко". Неожиданный продюсерский ход, и - безусловный хит. Иначе за пару недель почти 9 миллионов просмотров не получилось бы. Так что мейхана для них - действительно новая волна.

- Возвращаясь к потенциалу космического ритма, напомню, сегодня в Европе, являющейся серединой между Западом и Востоком, уже используют различные функциональные свойства ритма в высоких технологиях. Оказывается, некоторые корпорации уже много лет успешно осуществляют свой бизнес, ориентируясь на ритм-прогнозы.

- Как, по-вашему, почему в первую очередь мейханой было затронуто русскоязычное население?

- В Азербайджане шаманские заклинания (в Индии, называемые мантрами) остались и на древних камнях Гобустана, и в картинах художника Джавада Мирджавадова, которого, между прочим, называли Шаманом современного авангардизма. Эти священные пляски с музыкальностью речитатива и особой реальностью красок, как известно, неразрывно связаны со звуками. Так что звук неизбежно связан с цветом и наоборот. А палитра, как цветовая так и звуковая, в нашей стране весьма обширна.

Еще один секрет, почему у России, как вы говорите, "съехала крыша" от мейханы, заключается в акценте, интонациях русского языка, звучащего через азербайджанцев. Этот своеобразный колорит уличного сленга захватывал эмоциональное восприятие многих русских, как деятелей культуры, так и обычных гостей Баку, приезжавших, например, из Москвы и Петербурга. Все они, сравнивая акцент, произношение русского у грузин, армян и азербайджанцев, неизменно признавались, что существует некая изюминка в том, как, именно азербайджанцы смачно произносят русские слова, пусть даже отклоняясь от правил синтаксиса.

 

Али НАМАЗ  

 

Зеркало.  -2012.  -21 июля. – С. 24.