Раскол крупным планом

 

Кто от этого выиграет?

 

Вопрос создания в стране нового Союза кинематографистов Азербайджанской Республики (СКАР) уже не первый день муссируется в различных кругах. При этом часто приходится слышать о распаде Союза кинематографистов Азербайджана (СКА) под председательством известного писателя и драматурга, кинорежиссера Рустама Ибрагимбекова, которого некоторые коллеги и считают главным виновником печального финала возглавляемой им организации более чем с полувековой историей. Однако СКА продолжает функционировать, и не исключено, что вопреки мрачным прогнозам скептиков, в его дальнейшей деятельности мало что изменится (во всяком случае, к худшему) даже в связи с переходом отдельной части отечественных кинематографистов в новое кинообъединение. Впрочем, не будем спешить с прогнозами, на сегодняшний день более всего огорчает тот факт, что сложившиеся в пространстве отечественного кинематографа реалии стали причиной раскола между сторонниками и оппонентами Рустама Ибрагимбекова, что едва ли будет способствовать дальнейшему развитию азербайджанского кино. Перелистав историю СКА, которая начиналась с 1958 года, несложно заметить, что пост председателя этой структуры в разные годы занимали довольно яркие личности, и если сегодня кто-то решил объявить "импичмент" именно Рустаму Ибрагимбекову, не целесообразнее было бы попросту обсудить вопрос переизбрания председателя СКА и тем самым как минимум избавить отечественных кинематографистов от вынужденной конфронтации, в которую они оказались втянутыми практически против своей воли? Своим мнением относительно сложившейся ситуации с нами поделились некоторые известные деятели искусств страны.

Народный артист Азербайджана профессор Рамиз Меликасланов:

- Создание в стране альтернативного Союза кинематографистов для меня, как и для многих, явилось неожиданностью. Ничего не имею против тех, кто вошел в состав новой структуры или возглавил ее, но должен сказать, что очень сильно сомневаюсь в искренности этих людей, равно как и в их способностях сделать что-либо существенное для пользы национального кинематографа. Помню, как в 2007 году Рустам Ибрагимбеков обсудил проблему финансирования азербайджанского кино с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, после чего был издан соответствующий указ президента о развитии национального кинематографа. С тех пор прошло пять лет, в течение которых вопрос финансирования нашего кино, к сожалению, так и не был решен. Буду весьма рад, если эту проблему удастся решить новому кинообъединению, хотя очень сомневаюсь в этом. Кстати, не так давно я стал свидетелем довольно странного явления в столичной прессе: на сайте одной из газет было опубликовано интервью с известным польским режиссером Кшиштофом Занусси, в котором он очень высоко отозвался о Рустаме Ибрагимбекове, но спустя часа два этот материал в Интернете уже невозможно было найти. Почему? Что за отношение к Рустаму Ибрагимбекову, которого признает весь мир, а свои же соотечественники пытаются опорочить? Неужели только за то, что в своих выступлениях в периодической печати этот человек требует нормальных для любого цивилизованного общества условий жизни? Я буду очень рад, если новой структуре удастся претворить в жизнь то, что он не смог сделать для отечественного кинематографа, и ни минуты не сомневаюсь в том, что больше всех этому будет рад сам Рустам Ибрагимбеков. Думаю, прежде чем ополчиться против этого человека, было бы неплохо для начала выполнить указ президента страны и претворить в жизнь хотя бы часть намеченной им программы для развития отечественного кино.

Народный артист Азербайджана Фуад Поладов:

- Мне как члену правления Союза кинематографистов Азербайджана совершенно не ясна позиция членов так называемого альтернативного Союза кинематографистов Азербайджанской Республики.

Если они решились на создание подобной структуры, то можно было бы сделать это более цивильным способом, достойным имени азербайджанских кинематографистов. Не ясна мне также попытка отдельных членов новой организации представить общественности страны СКА под председательством Рустама Ибрагимбекова как "упадочное объединение", членами правления и секретарями которого, хотелось бы напомнить, они сами являлись. Вопрос недовольства теми или иными моментами в деятельности СКА можно и нужно было решать на заседании правления этой организации, а не за ее пределами. Я официально заявляю, что был и остаюсь членом правления СКА и Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии под председательством Рустама Ибрагимбекова.

Заслуженный деятель искусств Азербайджана, кавалер ордена "Шохрат", писатель-драматург Натиг Расулзаде:

- Мой переход из СКА в СКАР многие восприняли, мягко говоря, неоднозначно, считая, видимо, что я решил поддержать позицию конкурентов.

Сразу отмечу, что никакой конкуренции в вопросе развития отечественного кинематографа для меня не существует, я однозначно на стороне азербайджанского кино. А что касается отдельных людей, совершенно далеких от сферы литературы и кино, которые пытаются придать событиям несколько иную окраску, то до их сведения хочу довести, что создание альтернативных творческих союзов отнюдь не новшество на постсоветском пространстве. Я одним из первых покинул состав СКА, в котором был даже членом правления, и мой переход прежде всего объясняется желанием активнее трудиться во благо нашего кинематографа, на что, надеюсь, нацелена основная деятельность СКАР.

Актер театра "Ибрус", народный артист Азербайджана Фахраддин Манафов:

- Должен сказать, что информация о создании в стране нового Союза кинематографистов Азербайджанской Республики первоначально повергла меня в шок. Я долго и тщетно пытался понять смысл этой акции, а когда мне это наконец удалось, убедился, что попросту не хочу иметь никакого отношения к происходящим событиям. Я был, есть и остаюсь членом Союза кинематографистов Азербайджана (через который я, кстати, еще в советские годы стал членом союза кинематографистов СССР) и членом Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии под председательством Рустама Ибрагимбекова. Другой легитимной общественной организации кинематографистов я не признаю.

Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Азербайджана, член Европейской киноакадемии, секретарь СКА, кинооператор Кянан Мамедов:

- О создании кинообъединения, альтернативного действующему более полувека Союзу кинематографистов Азербайджана, я узнал совершенно случайно в киностудии и воспринял эту новость, мягко говоря, неоднозначно. Мне стало известно, что вопрос создания этой структуры решили обсуждать в Центре кино им. Низами в контексте концептуальных вопросов азербайджанского киноискусства, но при этом я был сильно удивлен, что меня - человека, снявшего более двадцати пяти художественных кинолент и столько же документальных фильмов, что значительно превышает фильмографию каждого из инициаторов создания СКАР, - даже не сочли нужным пригласить на это мероприятие. Я с 1983 года являюсь членом союза кинематографистов Азербайджана, позже стал членом Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии под председательством Рустама Ибрагимбекова, а три года назад был избран секретарем СКА и остаюсь им по сей день. Конечно, у кого-то из наших коллег могли быть те или иные претензии к Рустаму Ибрагимбекову, но, на мой взгляд, высказывать их и обсуждать нужно было именно на заседании секретариата. В заключение хотелось бы только выразить сожаление по поводу того, что кто-то пытается создать противостояние между азербайджанскими кинематографистами, которые независимо от принадлежности к той или иной организации должны служить процветанию отечественного кинематографа.

Заслуженный деятель искусств Азербайджана, кинодокументалист Зия Шихлинский:

- В Союз кинематографистов Азербайджана под председательством Рустама Ибрагимбекова я вступил совсем недавно, точнее, после того как мне стало известно о создании некой альтернативной структуры. Так что можете меня поздравить. Мне изначально была непонятна позиция создателей СКАР, которые собрались в Центре кино им. Низами для обсуждения концептуальных проблем азербайджанского кино, но почему-то к участию в этом обсуждении решили допустить только "избранных". Должен сказать, что я являюсь едва ли не рекордсменом среди своих коллег по проведению в Союзе кинематографистов презентаций своих новых фильмов, причем все это происходило при поддержке Рустама Ибрагимбекова задолго до моего вступления в эту организацию. И дело не только в презентации моих кинолент, в кинозале СКА я еще в студенческие годы имел возможность смотреть редкие зарубежные фильмы, которые не допускались к широкому показу, здесь всегда проходили встречи с известными личностями, такими, как Микеланджело Антониони, Пьер Ришар, Кшиштоф Занусси, Никита Михалков, Вера Глаголева, Глеб Панфилов, Инна Чурикова, Роберт Стуруа, Наталья Гундарева... Да всех и не перечислишь.

Кстати, когда я в свое время по заказу Комитета помощи Карабаху снял документальный фильм "Хотят ли русские войны?", бывший директор "Азеркиновидео" запретил демонстрацию картины в кинотеатре "Билик", хотя заказчиком была полностью оплачена аренда кинозала. Тогда я решил обратиться к Рустаму Ибрагимбекову, который на тот момент находился в Москве, но, невзирая на это, позвонил в Баку и распорядился, чтобы моя картина была показана в кинозале Союза кинематографистов. Этот человек очень важную роль сыграл также в судьбе моего фильма "Считался богом артиллерии" о генерале Алиаге Шихлинском. Помню, как в Москве я никак не мог добиться разрешения на съемки в Георгиевском зале Кремля, и тогда вновь мне на помощь пришел Рустам Ибрагимбеков. Он написал письмо коменданту Кремля генерал-майору В.С. Старыгину за собственной подписью и подписью первого секретаря СК Российской Федерации Сергея Соловьева, после чего я получил доступ к съемкам в Георгиевском зале.

Конечно, очень жаль, что в сложившейся ситуации известные деятели азербайджанского кино оказались по разные стороны баррикад, видимо, это противостояние кому-то очень было нужно, но дело даже не в этом. На сегодняшний день я считаю чрезвычайно важным, чтобы люди, покинувшие СКА, - а это те, кто в свое время именно через эту организацию получил почетные звания, президентские пенсии, машины и прочие привилегии, - думали не о победе, а о сохранении собственного достоинства, если, конечно, оно у них имеется.

Заслуженный деятель искусств, секретарь Союза кинематографистов Азербайджана, член Союза художников и Гильдии профессиональных режиссеров, член правления Ассоциации независимых кинематографистов Южного Кавказа (IFASC), представитель международной "Сети документалистов Кавказа" в Азербайджане, генеральный директор независимой киностудии "Симург", кинорежиссер Шамиль Наджафзаде:

- Я совсем недавно вернулся в Баку, и новость о создании альтернативного Союза кинематографистов Азербайджанской Республики застала меня врасплох. Являясь секретарем Союза кинематографистов страны под председательством Рустама Ибрагимбекова, должен сказать, что я в принципе рад приветствовать создание любой аналогичной структуры, которая могла бы послужить дальнейшему развитию национального кино. Но при одном обязательном условии: если в самом создании подобной структуры нет даже малейшего элемента ангажированности. В противном случае я считаю важным сделать все необходимое для разоблачения тех, кто предъявляет нашему союзу несправедливые обвинения.

Лала БАГИРЗАДЕ 

 

Зеркало.  -2012. – 28 июля. – С. 28.