Не будет музыки, не будет и меня!

Утвеpждает джазмен Эмиль Афрасияб

 

Баку – город с богатейшими джазовыми традициями, которые сегодня достойно продолжает новое поколение музыкантов. Одним из них является пианист Эмиль Афрасияб, достойно представляющий нашу страну на разных площадках мира. Несмотря на свои молодые годы, музыкант добился известности. О своем творческом пути нам поведал сам пианист, джазмен, заслуженный артист Эмиль Афрасияб.

- Эмиль, последние новости вашей творческой деятельности касались совместного проекта со звездой французского кино Жераром Депардье. На каком этапе находится работа?

- Верно. В середине сентября известный французский актер Жерар Депардье прибыл в нашу стpану для съемок в документальном фильме “Александр Дюма в Азербайджане”. В один из съемочных дней, который прошел в Бакинском джаз-центре, мне посчастливилось познакомиться с этим прекрасным и талантливым человеком. По его словам, он был настолько восхищен моим исполнением, что предложил мне написать музыку к фильму. Он сказал мне: “Играй, что хочешь, я даю тебе полную свободу”. Я сыграл, ему очень понравилось. Он также предложил мне сняться в фильме в pоли пианиста. Сценарий фильма я пока не видел, но прежде мне в нем нужно сняться, а уже дальше думать, какая музыку к нему больше подойдет. Также от Ж. Депардье последовало предложение продолжать сотрудничать и в будущем.

- Как вы начали играть джаз?

- Я с детства любил играть джаз. Джазовой музыкой я начал заниматься с 13 лет, но серьезно только лишь с 18 лет. Для ребенка в 13-14 лет это направление музыки было новым и необъятным, с возрастом я начал понимать и разбираться в ней. Помню свою первую книгу И. Якушенко, с которой ходил на занятия к заслуженному деятелю искусств, композитору Вагифу Герайзаде. Я счастлив, что с малых лет начал заниматься музыкой и нашел себя именно в таком направлении, как джаз. Мой дар и слух, который есть у меня сегодня – это от Бога. Я уверен в том, что умение творить мне предписано Богом.

- Расскажите, а с чего все началось?

- Началось все достаточно обычно (улыбается). Моя старшая сестра с малых лет занималась музыкой, посещала музыкальную школу, которая была расположена рядом с нашим домом. Она много занималась. Тогда мне было всего 3 года и я всегда сидел и слушал, как она играет. Мама же в это время хозяйничала на кухне. В один прекрасный день, когда сестра ушла на урок, звучание музыки дома не прекращалось. Вначале мама подумала, может со школы доносятся звуки, а потом решила подойти к сестре и сказать ей, что она опаздывает на урок, думая, что это она до сих пор сидит за инструментом. Зайдя в комнату, за инструментом мама увидела меня, но самое интересное, что я играл ту же мелодию, что и моя сестра (улыбается). После этого мой отец обратился к одному известному журналисту, который написал про меня статью, а точнее о том, как я в 3 года играл более 40 азербайджанских мелодий. Помню как сейчас, как этот журналист посоветовал моему отцу показать меня народному артисту СССР, композитору Октаю Зульфугарову, который сразу заявил о том, что у меня абсолютный слух и мой талант необходимо раскрывать. Однако в вокальном кружке “Айсель”, которым руководил композитор, я совсем не хотел петь. Тогда родители поняли, что я рожден для игры на инструменте и мне купили маленькую гармошку, с которой я выступал до 6 лет. Далее я пошел учиться в музыкальную школу, а в пятом классе меня перевели в специализированную музыкальную школу имени Бюльбюля, которую я и окончил. После окончания я точно знал, кем я хочу быть, и четко определил свое будущее. Так, в 2000 году я поступил в Бакинскую музыкальную академию, в класс народного артиста СССР, профессора, ректора академии Фархада Бадалбейли и проучился на факультете фортепиано до 2004 года. После я начал ездить за рубеж со своими концертами, участвовать в Днях культуры Азербайджана и покорять вершины Олимпа (улыбается).

- Кто из ваших педагогов сыграл значимую роль в вашем творчестве?

- В моей творческой жизни неизгладимый след оставило немало педагогов. К сожалению, сегодняшнее поколение педагогов значительно отличается от тех, кто преподавал нам. Могу назвать трех педагогов, которым я обязан многим. В первую очередь это мой первый педагог, научивший играть меня на инструменте в школе им. БюльбюляГюлара Намазова, которая и “сделала из меня человека”. Педагог по гармонии Тамара Аббасова – это отдельная история моей жизни. Я безумно любил и уважал этого человека, более того, никогда в жизни не пропускал ее уроки, будь на дворе метель или ураган. В консерватории я повстречал на своем пути много прекрасных педагогов. Однако во главе них всегда стоял Фархад Бадалбейли, который объяснял мне суть произведения. Наши уроки могли проходить быстро, мы могли сидеть за инструментом минут тpидцать, но даже полчаса общения с этим человеком давало многое. Он был педагогом жизни, от которого я много чего узнал и научился. Думаю, я и в дальнейшем повстречаю на своем пути хоpоших педагогов, так как и сегодня я продолжаю учиться.

- Насколько нам известно, летом вы поступили в один из лучших музыкальных колледжей США Berklee College of Music

- Да. Музыкальный колледж Беркли – высшее музыкальное учебное заведение, которое находится в Бостоне. Особенностью колледжа Беркли была и остается специализация на новейших неакадемических музыкальных направлениях. Для меня является большой честью быть студентом этого колледжа. Однако мне было вдвойне приятно, когда я узнал, что являюсь единственным стипендиатом среди тысячи студентов, поступивших в этот вуз. Меня не интересует финансовая сторона вопроса, просто приятно, что я – единственный азербайджанец, который будет получать стипендию в столь престижном учебном заведении. Но, это в первую очередь, победа Азербайджана. Мы – творческие люди своей страны, обязаны достойно представлять себя и свою страну, показывая миру, насколько наша земля богата талантами.

- Расскажите о своем стиле и композициях.

- Дело в том, что я не разделяю музыку на классическую, народную, джазовую и т.д. Для меня это один большой мир под названием музыка. Я считаю, что если человек умеет воспроизводить ее профессионально и пластично, не нужно делить ее на жанры, нужно пробовать все и воплощать это все в единое целое. Скажу больше, играя на концертах в других странах и представляя только классику или традиционную музыку, публике становится не интересно, ведь она хочет слышать что-то новое и креативное. В своих композициях я стараюсь синтезировать несколько жанров.

Мугам является такой же свободной музыкой, как и джаз. Если страны Европы славятся определенными направлениями, с их особенными тональностями, то Азербайджан славится своим древним музыкальным направлением мугамом. Поэтому, когда мы синтезируем мугам с другой музыкой, Европа ее воспринимает.

- Если подвести итог, то чем для вас является музыка?

- Музыка для меня – это жизнь и воздух. Я и представить не могу, что было бы, если бы в моей жизни не было музыки. Без музыки я бы даже не родился, а если даже и родился бы, то точно не знал, чем мне заняться на этой Земле. Я не вижу себя ни в одном другом направлении кроме музыки. Не будет музыки, не будет и меня!

- Как, по-вашему, насколько необходим индивидуальный почерк при исполнении произведения?

- Каждый человек, выходящий на сцену, узнаваем по первым аккордам. Только начинает звучать мелодия, люди уже знают, кто сидит за инструментом. К сожалению, не могу сказать, что каждый наш музыкант имеет свой индивидуальный почерк. Что касается меня, то я еще в 14 лет дал себе установку на то, что хочу представлять азербайджанскую музыку в синтезе джазовой или классической. На сегодняшний день мой “почерк” известен многим, да и его узнать не сложно – резкие переходы, классика, джаз, классика и понятно, что это – Эмиль (улыбается).

- Какие эмоции вы переживаете во время концертов?

- Безусловно, я испытаю самые яркие и приятные впечатления. Я не робот, и конечно момент волнения во мне немного присутствует. Как сейчас помню, как мой вступительный экзамен прошел под бурные аплодисменты, а я ведь совсем не переживал, несмотря на нервозное состояние моих сокурсников. Перед каждым своим выступлением я собираюсь с мыслями и стараюсь думать о чем-то постороннем, а выходя на сцену представляю себя в своей маленькой комнате, где стоит только мой инструмент (улыбается). Однако, в первую очередь, необходимо учитывать менталитет публики, а точнее, то, что ей будет интересно слушать. Каждый раз, выступая на каких-либо мероприятиях, я задаю вопрос “Какую музыку вы любите?”, “Чьими поклонниками вы являетесь?”. Важно учитывать, что требует и хочет услышать публика.

- Кстати, о публике. Что вы можете сказать о ней, из года в год отходящей от традиционных и классических произведений?

- К сожалению, джаз сегодня слушает все меньше людей. Но я не могу винить народ, и подобная ситуация складывается не только в Азербайджане, но и во всем мире. Для того, чтобы слушать джазовую музыку, нужно уметь размышлять. Но, как мы видим, сегодня в приоритете поп-музыка, которая не заставляет думать человека, а дает возможность просто отойти от мыслей и “пpокpутить” в голове набор слов. Люди не слушают музыку, которую не понимают. Поэтому джаз необходимо воспроизводить в интерпретации с мелодиями, которые сегодня у всех на слуху. Джаз – это, в первую очередь, свобода, и ее можно подавать в самых разных и неожиданных красках. Мы, джаз-музыканты, прививаем хороший вкус и призываем слушать чистую музыку, без ужасных ритмов, которые заполонили в буквальном смысле слова мир музыки. “Эпидемию” на безвкусную музыку, которая сегодня наблюдается, нужно лечить (улыбается).

Думаю, в будущем мы сможем призвать народ слушать правильную музыку, в которой отражается сегодняшнее состояние души.

- Буквально на днях стартует “Бакинский джаз-фестиваль”, ставший уже традиционным. Какую программу готовите для слушателей и почитателей своего таланта?

- На этот раз я готовлю достаточно серьезную программу, которая будет отличаться от других моих выступлений. Недавно совершенно случайно задумался о линии жизни человека – рождении, воспитании, годах учебы и т.д., и момента, когда нужно возвращаться туда, откуда мы и явились на этот свет. Подобную линию жизни я стараюсь pаскpыть в музыке, и сегодня мы усиленно репетируем наши номера. Хотелось бы отметить, что мне очень приятно, что начиная с 2002 года в нашей столице вновь стали проводиться традиционные джаз-фестивали. Конечно, хотелось бы чаще принимать участие в подобных мероприятиях, принимая на площадках своего родного города именитых джазменов.

Могу сказать, что с каждым годом, благодаря усилиям Министерства культуры и туризма Азербайджана, фестиваль проводится на все более высоком уpовне. Всегда приятно делить одну сцену с именитыми музыкантами. Хотя, даже неважно, насколько они известны, ведь пиар музыканта не имеет значения, главное – его профессионализм и умение захватить публику с первых аккордов.

Несмотря на то, что джаз-фестиваль в Баку проводится один раз в год – это не значит, что по его окончании джаз перестает звучать в столице до организации следующего подобного мероприятия. Джазовые вечера проводятся на площадках Бакинского джаз-центра, музыканты постоянно выступают со своими сольными концертами на разных сценах столицы. Я хотел бы обратиться к людям и напомнить им, что Баку всегда был городом джаза, и эта музыка в нем не утихает и не утихнет.

- Вы часто участвуете в конкурсах, неоднократно были удостоены главных призов, а в прошлом году получили приз зрительских симпатий 45-го Международного джаз-фестиваля в Монтре (Швейцария). Скажите, что вам помогает достичь поставленных целей и победы?

- В первую очередь за все свои победы я благодарен Богу. Я выхожу на сцену и показываю ту доброту и чистоту, которая во мне имеется от Бога. Я дарю свою музыку людям, получая взамен их любовь. Для меня контакт с залом и публикой является немаловажным фактором. Однако, несмотря на все свои победы и достижения на сегодняшний день, я не могу сказать, что являюсь профессиональным музыкантом, так как до сих пор учусь, и буду продолжать учиться дальше.

- Что бы вы хотели сказать слушателям и почитателям своего таланта?

- Большое спасибо всем моим слушателям за то, что они есть, за то, что они ценят меня и мою работу. Я всегда вижу их горящие глаза, улыбки, слышу аплодисменты. И я буду продолжать радовать своих слушателей и дальше!

Камилла Алиева

Зеркало.- 2012.- 13 октября.- С.-26