Инерция нежелания

 

Как она создала пропасть между Азербайджаном и НАТО

 

Мы часто слышим от представителей правительственных кругов, что Азербайджан интегрируется в евроатлантическое пространство. Однако вопрос сближения страны с блоком НАТО, перспективы ее членства в альянсе так и остаются открытыми. Совсем недавно официальный представитель МИД АР Эльман Абдуллаев заявил, что в рамках подписанного между Азербайджаном и НАТО третьего этапа сотрудничества IPAP, который охватывает 2012-2013 гг., стороны намерены еще теснее взаимодействовать в различных областях. Насколько нынешнее сотрудничество соответствует интересам НАТО и Азербайджана, и на каком уровне оно находится? На эти и другие вопросы "Зеркала" ответил председатель неправительственной организации - Евроатлантического совета Сульхаддин Акпер.

- Министерство обороны Азербайджана выступило с заявлением, что после согласования, достигнутого в связи с третьим этапом подписанного между Азербайджаном и НАТО Оперативного плана по индивидуальному партнерству (IPAP), создана хорошая основа для реализации ряда процессов. Как вы оцениваете развитие отношений в рамках этой программы?

- Страны, которые реализуют программу IPAP, стараются быстро завершить ее, чтобы получить возможность перейти на следующий этап. Следующим этапом является проведение интенсивного диалога, а затем уже страны получают план деятельности для членства в блоке НАТО.

Однако в отношениях между Азербайджаном и НАТО возникла проблема. Она заключается в том, что Азербайджан, будучи страной-союзницей Североатлантического альянса, не желает подниматься на ступеньку выше уровня сотрудничества в рамках IPAP. Поэтому сложилась нежелательная ситуация. Азербайджан уже в третий раз повторяет эту программу. В конце прошлого года Азербайджан согласовал с НАТО третий этап программы IPAP.

По всей видимости, официальный Баку пока не готов продвинуться в отношениях с НАТО дальше этой программы, в то время как другие страны стараются предельно быстро завершить эту программу и все глубже интегрироваться в блок. Затем уже начать интенсивный политический диалог и получить план деятельности для членства в блоке.

- Кстати, власти заявляли, что третий этап IPAP замедлился в силу той причины, что не все страны-члены НАТО выразили свою позицию в вопросе нагорно-карабахского конфликта. Действительно ли это так?

- Я считаю, что в этом официальный Баку не совсем искренен. Дело в том, что в документах по итогам саммитов блока НАТО признается территориальная целостность Азербайджана, Грузии и Молдовы. Причем это неоднократно заявлялось на высоком уровне. Требование Азербайджана насчет внесения этого пункта в документ IPAP носит цель искусственного продления переговоров.

Это также связано с ситуацией во внешней политике страны. Как вам известно, Азербайджан присоединился к Движению неприсоединения, с другой стороны, имеются намерения улучшить отношения с Россией, при этом есть давление на страну со стороны Москвы. А в отношениях между Азербайджаном и Североатлантическим союзом наблюдается неопределенность. Это связано, как я уже отметил, с нежеланием нашей страны подняться на ступень выше.

Можете спросить, в чем тут главная причина. Главной причиной всего этого является то, что для дальнейшего развития и расширения отношений между блоком НАТО и Азербайджаном требуется проведение в стране демократических реформ в политической, экономической и военной сферах. Однако пока не видно, что азербайджанское правительство готово провести подобные реформы, потому что им кажется, что все эти реформы со временем могут привести к отделению этих сфер от центральной власти, что приведет к ослаблению авторитарной власти. Другими словами, официальный Баку считает для себя потенциальной угрозой проведение реформ и расширение связей с блоком НАТО. Это главный внутренний фактор. А внешний, конечно же, давление России и в некоторой степени фактор Ирана.

- Кстати, страны региона Южного Кавказа - Армения и Грузия - определились со своей стратегией безопасности, чего не скажешь об Азербайджане, который присоединился к "Движению неприсоединения"...

- Действительно, Азербайджан является единственной страной региона, которая находится в состоянии войны и при этом не присоединяется ни к одному военному блоку. Не желает вступать в ряды как НАТО, так и ОДКБ. В то же время у страны нет никаких военно-стратегических союзников. Это непонятное явление, то есть национальные интересы Азербайджана, среда внешней и внутренней безопасности, военно-политическая обстановка в регионе требуют усиления гарантий международной безопасности Азербайджана. С этой точки зрения сложившуюся ныне ситуацию можно расценить как угрозу государственной безопасности.

Грузия и Армения сделали свой выбор. Армения является членом ОДКБ, а Грузия выразила желание стать членом НАТО. Сложившаяся ситуация требует быстрого решения этой проблемы. События августа 2008 года продемонстрировали усиление влияния военной и политической роли союзника Армении - России - в регионе. Таким образом, нынешняя политика руководства нашей страны расходится с национальными интересами.

- С какими инициативами планирует выступить возглавляемый вами Евроатлантический совет в этом году?

- Мы уже приняли план действий Евроатлантического совета на текущий год. Планируем расширить нашу деятельность в нескольких направлениях. В первую очередь стараемся пройти регистрацию в Министерстве юстиции. 26 декабря мы должны были получить ответ, однако, к сожалению, он все еще не последовал. Еще одним направлением в нашей деятельности в текущем году будут организационные работы. Так, мы желаем превратить Евроатлантический совет в национальную организацию, поэтому начали открывать представительства в регионах. Планируем открыть такие представительства в 40 районах Азербайджана. В Сумгайыте и Наримановском районе Баку уже открыты такие отделения. Кроме того, мы продолжим деятельность в направлении организации мероприятий, "круглых столов", конференций, форумов.

 

 

Э.Мустафаев 

 

Зеркало. -2012. – 10 января. – С. 2.