Нервная реакция

 

Официальный Тегеран раздражен конференцией в Баку

У Ирана нет политического будущего – Южный Азербайджан неизбежно станет независимым. Таким был лейтмотив конференции “Будущее современного Южного Азербайджана”, состоявшейся в минувшие выходные в отеле Park Inn, передает “Туран”. Мероприятие организовал Фронт национального освобождения Южного Азербайджана (ФНОЮА).

 Активисты ФНОЮА ожидают от властей Азербайджана выработки национальной стратегии в отношении Южного Азербайджана. Участники конференции обсудили внутриполитические процессы в Иране в контексте ядерной программы Тегерана и отношение к этому США и ЕС.

 Отмечалось, что Иран переживает самый острый кризис с начала ХХ века, и все региональные и глобальные факторы работают против тегеранского режима. “Развал СССР, создание независимого Азербайджана, карабахская проблема, ядерная программа Ирана, президентские выборы 2009 года, “арабская весна”, события в Сирии ставят под вопрос будущее Ирана”, – заявил глава центра стратегических исследований “Кавказ” Араз Асланлы.

 Бывший посол Азербайджана в Иране Насиб Насибли отметил, что в прошлом веке азербайджанцы были движущей силой четырех революций в Иране, однако национальная проблема в этой стране так и не была решена. “Причиной поражения азербайджанцев во время революции 1978-1979 гг. стала нерешительность аятоллы Шариата Мадари”, – сказал Насибли.

 Он считает необходимым разработку новой концепции будущего национального единства азербайджанцев. В материальном плане национальное движение должно основываться на национальном бизнесе, сказал он.

 Участники конференции также подвергли критике отсутствие концепции о Южном Азербайджане у официального Баку. По словам сотрудника Академии наук Ясемен Гарагоюнлу, в “обоих” Азербайджанах должна проводиться единая национальная политика. “Мы должны добиться формирования качественно новой нации. Для этого необходимо обновление религиозных, национальных и государственных ценностей. Азербайджанские телеканалы уничтожают национальную идеологию, национальный дух, создавая “культуру” шоу”, – считает Гарагоюнлу.

 К конференции по “скайпу” присоединился ряд ведущих ученых и правозащитников из Южного Азербайджана, проживающих сейчас в различных странах.

 Режим мулл использует репрессивные меры для подавления волнений. Если правительство Ирана утратит контроль над народом, национальное движение готово взять управление в свои руки в Южном Азербайджане, сказал проживающий в Париже доктор Машаллах Разми.

 Доктор Ширмамед Гусейнов считает, что национальное движение Южного Азербайджана должно объявить своей идеологической стратегией идеологию мусаватизма Мамед Эмина Расулзаде. “Тюркизм, современность и ислам, на которые опирается мусаватизм, должны стать идеологической линией всех азербайджанцев”, – сказал Гусейнов.

 На конференции в центре внимания была также проблема озера Урмия, высыхание которого превратилось с настоящее социальное бедствие для южных азербайджанцев.

 Как отмечает в свою очередь АПА, в этом мероприятии принимали участие депутаты Милли Меджлиса, общественно-политические деятели, представители различных партий, эксперты, члены структур, деятельность которых связана с Южным Азербайджаном, представители действующих за рубежом организаций по защите прав южных азербайджанцев.

 

 Сообщается, что исполняющий обязанности директора Института географии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Рамиз Мамедов выступил на тему “Проблемы озера Урмия”. Своими мнениями поделились также политолог Вафа Гулузаде, председатель Партии единого Народного фронта Азербайджана (ПЕНФА), депутат Гудрат Гасангулиев и другие.

 Самое любопытное, что на проведение этого мероприятия счел нужным отреагировать сам официальный Тегеран.

 Как сообщает иранское “Радио Ферда”, в знак протеста против конференции “Будущее современного Южного Азербайджана” 31 марта Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в Тегеране Джаваншир Ахундов был вызван в Министерство иностранных дел Ирана. Заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи передал азербайджанскому послу письмо-протест. В письме говорится, что на данном мероприятии были высказаны мысли, направленные против территориальной целостности Ирана и тегеранских властей.

 Арагчи выразил послу Ахундову “серьезное недовольство неспособностью властей Азербайджана предотвратить проведение подобного мероприятия”. “Хотя Иран всегда старается углубить отношения между двумя странами, подобные действия серьезно портят развитие двусторонних связей”, – сказал замминистра.

 А.Арагчи отметил, что такого рода действия могут нанести удар по положительным и развивающимся отношениям между двумя странами: “На этом мероприятии была озвучена целенаправленная ложная информация угрожающего характера против Ирана. А это служит только интересам сионистов. Проведение такой конференции не может быть оправдано никоим образом”.

 Арагчи также высказал недовольство прозвучавшими на мероприятии антииранскими высказываниями и “заказными” публикациями, розданными на этом мероприятии. Замминистра назвал “провокационным” показанный на мероприятии в Баку документальный фильм о преследовании в Иране сторонников независимости Южного Азербайджана. По его словам, такие фильмы служат интересам только “израильских кругов”.

 “Этот фильм нарушает соглашение о дружеских отношениях между двумя странами и абсолютно неприемлем”, – сказал Арагчи.

 С дипломатической точки зрения у Ирана недостаточно прав для предъявления ноты протеста Азербайджану в связи с проведением в Баку конференции “Будущее современного Южного Азербайджана”, – заявил Salamnews ее участник, экс-госсоветник по вопросам внешней политики Азербайджана, политолог Вафа Гулузаде.

 Он заявил, что, если бы данное мероприятие организовали государственные структуры Азербайджана, это могло бы послужить основанием для ноты протеста. Однако с дипломатической и правовой точек зрения вручение ноты протеста в данном случае является необоснованным: “В мероприятии приняли участие не представители государственных структур Азербайджана, а ученые, политики, писатели, пишущие о Южном Азербайджане. Я также принимал участие в нем. Ни один из присутствовавших на мероприятии не занимает какой-либо должности в правительстве Азербайджана”.

 В.Гулузаде подчеркнул, что в ходе конференции были затронуты вопросы независимости Южного Азербайджана и другие вопросы, связанные с Ираном и вызывающие беспокойство.

 “Разумеется, проведение подобных мероприятий беспокоит Иран, так как на обсуждение вынесен вопрос о независимости Южного Азербайджана. Я считаю, что каждый имеет право обсуждать положение 35-миллионного народа, живущего в Иране”, – отметил В.Гулузаде.

 С этим мнением не согласен другой известный политолог, Зардушт Ализаде, который заявил в свою очередь, что в Азербайджане есть силы, желающие нарушить связи с Ираном. “Проведение подобных мероприятий приводит к возникновению сомнений насчет территориальной целостности Ирана. Как, например, если бы представители этнических меньшинств, проживающие в России, провели там съезд, на котором обсудили бы разделение Азербайджана. В таком случае Азербайджан немедленно направил бы ноту протеста в МИД России”, – уверен Ализаде.

 Политолог подчеркнул, что подобные акции в отношении Ирана совершают определенные силы в Азербайджане. “Если мы будем оказывать на своей земле гостеприимство силам, ставящим под сомнение территориальную целостность Ирана, создавать для них условия, это, по меньшей мере, нанесет ущерб имиджу Азербайджана. Все это объясняет предъявление ноты Ираном Азербайджану, и Иран имеет на это все права”, – сказал З.Ализаде.

 Впрочем, возможно, что столь резкая реакция Тегерана на в общем-то рядовое событие для жителей Баку и Азербайджана объясняется тем, что произошло оно аккурат перед 1 апреля, который в Иране отмечается как День Исламской Республики.

 Напомним, в ходе двухдневного общенационального референдума, состоявшегося 30 и 31 марта 1979 года, 98,2 процента иранцев выступили за изменение политической системы в стране. В результате 1 апреля 1979 года Иран был провозглашен исламской республикой и получил новое официальное название – Исламская Республика Иран.

 Этому событию предшествовала исламская революция, которая привела к свержению последнего шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви в феврале 1979 года. В специальном заявлении наблюдательного совета страны сказано, что это событие было “важно для Ирана и всего мира и открыло новую главу в истории страны и в истории ислама”. В этом году Иран отмечает 34-летнюю годовщину создания исламской республики. В этот праздничный день массовые торжества проходят по всей соседней стране.

Рауф Оруджев.

Зеркало.- 2013.- 2 апреля.- С.1.