“Моя школа – это театр, где я многому научился”,

В интервью газете "Зеркало" говоpит актер Русской драмы Заур Терегулов

“Актерская профессия – выбор, который с детства просто был закономерностью. Это судьба, хотя, сказать честно, в театp я попал случайно, – начинает нашу беседу актеp Русской дpамы Зауp Теpегулов. – Говорят, в жизни случайностей не бывает, но у меня получилось все именно так. Сюда я пришел в 17 лет, и сегодня театp – моя школа, где я многому научился”.

Как рассказывает Зауp, его творческий путь был не из легких, и в актеры его взяли со второй попытки. “Благодаря своим знакомым я познакомился с завотделом труппой театра, которой на тот момент была Галина Феоктистовна. Она же являлась и руководителем театрального кружка, куда меня определили с первых дней. Спустя время я стал машинистом сцены и, проработав несколько лет, знал всю “театральную кухню”. Помнится, как я каждый раз завороженно наблюдал за игрой артистов и мысленно представлял себя на сцене. Мне настолько это нравилось, что я буквально дышал “пылью” театральных кулис. Так я начал выступать в массовке, на подтанцовке, а далее – первая роль в детском спектакле… Вы не представляете, сколько радости и неописуемого восторга было на моем лице, когда я получил первую роль со словами”, – поделился актер.

Дети – это та публика, которая особенно воспринимает все, что видит на сцене. Они искренне верят в то, что происходит перед их глазами, способны от души плакать и смеяться над пpиключениями любимых героев. Детские спектакли – особая сфера, в которой царит многообразие эмоций, способное вызвать в детских сердцах самые искренние чувства – любовь, боль, сочувствие, желание помочь. Именно в мир детских сказок и попал Заур Терегулов, который нисколько не жалеет о выбранном пути и благодарит Всевышнего за подаренный шанс.

“Когда главный режиссер предложил мне стать актером, я, не задумываясь, согласился. Ведь это было моей мечтой с детства, и даже не верилось, что у меня наконец будет любимая работа. Я занимался в театральном кружке, где нам преподавали наши народные артисты. Далее я уехал на мастер-класс в Москву, а по возращении “окунулся” в работу”, – pассказывает наш собеседник.

- Заур, начали вы с детских спектаклей и сегодня являетесь любимцем малышей…

- Я всегда любил детские сказки. Более того, до сих пор смотрю мультфильмы. Как и любой актер, свой путь я начал с игры в детских спектаклях. Дети – самые искренние и благодарные зрители на свете, перед которыми невозможно выступать без вдохновения и полной самоотдачи. Их неподдельная радость и восторг от праздничного представления вызывают невольную улыбку у актера также выступаю на детских пpаздниках в роли ведущего или сказочного персонажа. А в преддверии Нового года мне удалось порадовать ребят, болеющих лейкозом, анемией и гемофилией. В наш театр обратилось руководство Научно-исследовательского института по переливанию крови с просьбой выступить в роли Деда Мороза и подарить детям радость на пpаздник. Это были незабываемые минуты, и в моей памяти навсегда останутся pадостные лица этих детишек. Буквально спустя два часа после выступления руководство института выразило огромную благодарность дирекции нашего театра. В свою очередь, директор театра Адалят Гаджиев выписал благодарность и мне.

- Для кого играть проще: для взрослых или детей?

- Начну с того, что играть как для взрослых, так и для детей нужно искренне и без фальши. Я не разделяю публику на взрослую и детскую, ведь ответственность актера равная перед ними. Актер несет ответственность перед любым зрителем, пришедшим в театр, ведь он купил билет, уделил нам время… И не важно, в каком эмоциональном состоянии актер находился до начала спектакля, главное – выложиться на все 100% перед публикой. Хотя, если личные переживания актеpа в каком-то смысле совпадают с психологическим настроем роли, то это только помогает, придает глубину сценическому образу.

А вы знаете, какой требовательный и взыскательный зритель – ребенок? Маленького человечка не обманешь фальшью, он открыт и требует настоящего и искреннего театрального искусства. Дети не отделяют себя от театра в той степени, как это делают люди постарше. Для детей артисты – те немногие взрослые, с которыми можно играть. Поэтому так велико стремление детей участвовать в происходящем на сцене, не только мысленно отождествляя себя с героями спектакля, но и физически. Зритель же постарше невольно станет сравнивать спектакль с другими спектаклями, которые удалось посмотреть.

- У вас есть любимая роль?

- Самые любимые – это pоль Кая из спектакля “Снежная королева”, а также Щелкунчик из спектакля “Щелкунчик”. Каждый раз, исполняя их, я получал колоссальное удовольствие, плюс, менялся сам. Сказать честно, я учился на этих ролях. Вообще, над ролью необходимо постоянно работать и привносить в нее что-то новое. Если актер отыграл премьеру и без изменений исполняет роль, “варится в собственном соку”, то о каком мастерстве может идти речь? На мой взгляд, если актер умеет импровизировать правильно и там, где это необходимо, то пусть импровизирует. Если нет, то лучше не пробовать и не портить как спектакль, так и впечатление зрителей.

Сегодня я не представляю свою жизнь без театра. Скажу больше, Русская драма – это родной дом, а актеры – дети, живущие в этом доме, которых надо воспитывать и чему-то учить. И я хотел бы выразить огромную благодарность директору театра Адаляту Гаджиеву за поддержку и предоставленную возможность стать актером. Безусловно, велика роль и главного режиссера театра, народного артиста Александра Шаровского, который занимает прогрессивную позицию, раскрывая в молодых актерах задатки таланта, предоставляя возможность выступать в главных ролях, заявляя о себе еще в юном возрасте.

Недавно Александр Яковлевич был награжден медалью Пушкина за вклад, внесенный в развитие культуры и искусства. Как сказал сам режиссер, это не только его медаль, но и награда театра, а точнее медаль каждого актера, работающего в стенах нашего храма культуры. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить Александра Шаровского и поблагодарить за то, что я работаю, учусь и раскрываюсь как актер именно с таким режиссером, как он.

- Как Вы считаете, можно ли реальную жизнь отделить от игры на сцене?

- Повседневная актерская жизнь все равно проявит себя в театре. Когда человек интересен как личность в жизни, он интересен и на сцене. Публику сегодня тоже мало чем удивишь, так как в жизни столько проблем, что мысли буквально поглощают тебя. Да и новые технологии, сделали свое дело – телевизор, 3D формат, компьютер, Интернет, а театр остается на втором плане. Сегодня трудно предугадать жанр, форму и содержание спектакля, который зрительный зал примет единодушно и посчитает актуальным.

- К чему вы стремитесь сегодня?

- Продолжаю работать (улыбается). Мне кажется, что актер постоянно должен чувствовать себя востребованным, ведь если он не выходит на сцену, то появляется ощущение ненужности. Каждый актер – это ранимый и эмоциональный человек, а в душе – маленький ребенок.

Но что бы ни было, я счастлив, что мне выпал такой шанс – стать актером, ведь я занимаюсь делом, которое мне по душе. Я не мыслю себя в другой профессии.

- Может ли плохое настроение повлиять на игру?

- Да, конечно. Я человек настроения, но свою негативную энергию на зрителя не “выплескиваю” никогда. Обычно перед спектаклем я сосредотачиваюсь в полной тишине, отхожу от разговоров, думаю только о своем выходе. Третий звонок в театре – сигнал, по которому для меня начинается другая жизнь. Когда ты слышишь бурные овации, видишь букеты цветов, улыбки зрителей – понимаешь, что поставленная цель на сегодняшний день достигнута.

- Какие роли вы бы хотели сыграть в будущем?

- На данный момент мне хотелось бы быть более востребованным, и сегодня, прямо сейчас, я готов сыграть Гамлета. Через лет 10 я бы сыграл Яго (трагедия У.Шекспира “Отелло”). Хотелось бы сыграть и Ромео (“Ромео и Джульетта”). Скажу больше, актеру всегда хочется проявить своя “я”, досказать не сказанное, почувствовать себя нужным и востребованным. Наблюдая за сегодняшней молодежью, которая делает первые шаги и сразу получает роль со словами, я вижу, что в ней нет той искренней радости, некотоpые вообще поверхностно ко всему относятся. А испытывать ажиотаж, радость, которою испытывал я, мало кому удаетсяро себя я однозначно могу сказать, что я – актер, но который не состоялся творчески, так как хотелось бы на самом деле. Опыт приходит с возрастом, и для каждого возраста есть свои определенные роли. Например, я с уверенностью могу сказать, что если бы мне пять лет назад предложили сыграть главную роль в спектакле “Чайка”, я бы ее сыграл. Но сегодня эту роль я уже пережил. На тот момент мое внутреннее состояние было готово к этой роли. Сегодня я готов на большее и буду и дальше стараться пополнять “копилку” своих ролей.

Камилла Алиева

Зеркало.- 2013.- 2 марта.- С.24