Взгляд на миp чеpез фоpму

Интеpвью с азеpбайджанским и pоссийским скульптоpом Зауpом Рзаевым

Взгляд на миp чеpез фоpмуНащ сегодняшний гость – Заур Рзаев, молодой талантливый азеpбайджанский и pоссийский скульптоp, выпускник факультета скульптуры МГАХИ им. В.И.Сурикова. Учился в классе у народного художника России А.И.Рукавишникова.

После окончания института Российской академией художеств был удостоен Государственной премии России и приглашен для стажировки в творческие мастерские академика, народного художника СССР В.Е.Цигаля. В феврале 2013 года Заур с успехом закончил стажировку.

Заур – участник множества творческих выставок и симпозиумов. В 2007 году на “Молодежной выставке” московского Союза художников за скульптуру “Шаман” он получил диплом I степени. В 2010 году на выставке “Молодые художники России” удостоен диплома и золотой медали Союза художников России за скульптуры “Исследователь” и “Иммануил Кант”. В 2012 году скульптор получил премию Малевича московского фонда “ЛиК” за участие в выставке “Москва глазами молодых” (работа “Поиск истины”).

В июне 2012 года Государственная Третьяковская галерея приобрела скульптуру Заура РзаеваТрехфигурная композиция с камнем”, экспонированную на выставке “Вершины в ладонях неба”.

Заур Рзаев – автор двух памятников: в 2010 году он установил памятник азербайджанскому воину XII века в заповеднике Гала в Азербайджане. В 2012 году Заур работал над памятником азербайджанскому писателю, философу и просветителю XIX века Мирза Фатали Ахундову. Скульптура расположена в атриуме Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино.

Взгляд на миp чеpез фоpмуКроме того, в 2013 году в Тюмени была открыта мемориальная доска заслуженному геологу РСФСР, первооткрывателю сибирской нефти Фарману Салманову работы Заура Рзаева.

- Зауp, pасскажите пpо свою первую работу.

- Самой первой моей pаботой стала композиция “Жук”. Я сделал ее в 1997 году, когда мне было 15 лет. Это было задолго до того, как я начал профессионально изучать скульптуру. Я тогда еще учился в школе. Моему отцу понравилось то, что я слепил, и он отлил эту работу из бронзы.

- Кто были ваши учителя? Кто вообще на вас оказал влияние, как вы считаете?

- В институте (я закончил Московский государственный академический институт им. Сурикова) я попал на курс народного художника России, профессора Александра Иулиановича Рукавишникова. Он отличный педагог, смелый и сильный скульптор. Несомненно, обучение у него помогло моему профессиональному становлению.

После института мне посчастливилось попасть на стажировку в скульптурные мастерские под руководством академика, народного художника СССР Владимира Ефимовича Цигаля. Этот потрясающий человек с удивительной судьбой также оказал на меня огромное влияние.

Я глубоко уважаю всех своих учителей и благодарен им.

Конечно, на меня, как на художника, повлияло и то, что мой отец – Фахpаддин Рзаев – профессиональный скульптор. Мои первые работы я делал, руководствуясь его советами.

Но хочу отметить, что на мой художественный стиль никто не влиял. Я выработал его сам.

- С какими материалами при создании скульптуры вы работаете?

- Все зависит от размера скульптуры. Так называемую скульптуру малых форм в начале делают из специального скульптурного пластилина. После нескольких промежуточных стадий (гипс, воск) она отливается из бронзы или латуни. Это и есть окончательный вариант работы. Большие памятники вначале выполняются в глине. Финальный вариант также изготавливается из бронзы. Я не очень люблю камень и дерево, пластилин и глина мне гораздо ближе.

Взгляд на миp чеpез фоpму- Вам, наверное, часто задают этот вопрос – сложно ли быть сыном известного человека и заниматься той же профессией?

- Конечно, сложно, ведь все знают о конфликте отцов и детей, особенно если они занимаются одним и тем же делом.

- У вас с отцом есть общие работы. Сложно ли работать вместе?

- Да, непросто, но при этом очень плодотворно. Колоссальный опыт отца и мое свежее видение дополняют друг друга, и, в итоге, получаются хорошие вещи. Хотя совместно мы работаем очень редко.

- Расскажите о работе, которую вы недавно закончили и на открытии которой присутствовал московский и бакинский бомонд. Кому, по вашему мнению, можно еще поставить в Москве памятник?

- После успешного открытия памятника азербайджанскому воину XII века в заповеднике Гала в Азербайджане ко мне обратился Фонд Гейдара Алиева с предложением создать памятник азербайджанскому писателю, философу и просветителю XIX века Мирза Фатали Ахундову. При работе над этим произведением я консультировался с послом Азеpбайджанской Республики в Российской Федерации Поладом Бюльбюльоглы и народным художником СССР Таиром Салаховым. Работа над скульптурой шла с конца 2011 года, а торжественное открытие состоялось в ноябре 2012 года. Памятник установлен в Москве, в атриуме Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино.

Что касается втоpой части вашего вопpоса, то, конечно, в Азербайджане много выдающихся деятелей политики и искусства, но я бы остановил свой выбор на тех, кто тесно был связан с Россией, так как вы спрашиваете именно о памятнике, который можно было бы установить в Москве.

Взгляд на миp чеpез фоpму- Один из скульпторов сказал, что расстаться со скульптурой – это все равно что выдать дочку замуж: трудно сказать, доволен ты или нет. У нее теперь своя жизнь, своя судьба. А как вы расстаетесь со своими работами?

- Обычно я доволен, потому что работа уходит в жизнь, в люди, а не остается пылиться в мастерской. Это значит, что она востребована.

- Создавая скульптуру, художник должен учитывать контекст и место, где она будет размещена, или можно творить без оглядки на это?

- Что касается скульптуры малых форм, то тут ты всецело отдаешься композиции. Это композиция в чистом виде. Ведь такая работа будет выставляться в разных местах и интерьерах. Но если речь идет о большом памятнике или мемориальной доске, которые создаются для конкретного места, то тут, несомненно, должны быть учтены абсолютно все нюансы, так как на вид работы может кардинально повлиять все: свет, окружение, ракурс и так далее.

- Вам ближе абстрактная форма или конкретные образы? Вы предпочитаете делать скульптуры для установки под открытым небом или в помещениях?

- Мне ближе абстрактно выраженный конкретный образ, если можно так сказать. В моей композиции обязательно должен присутствовать конкретный образ (человек, существо, предмет). Но эти конкретные образы я делаю с помощью абстрактности, архитектуры, геометрии.

Что касается места для установки скульптуpы, то все зависит от сочиненной идеи. Некоторые композиции хочется поставить в интерьер, а некоторые – на улице.

- Планируете ли вы в ближайшее время персональную выставку?

- Это зависит от моего свободного времени. Пока, предположительно, она должна состояться следующем году.

- Не было ли случаев в вашем творчестве, когда вы портили камень и скульптура не получалась?

- Это может происходить часто или редко, но все это процесс работы, поиск истины. В итоге все получается.

- Какова судьба ваших работ, где они в основном живут?

- Работы, выполненные для конкретного места, установлены там, где и предполагалось (азербайджанский воин XII века – в заповеднике Гала в Азербайджане, Мирза Фатали Ахундов – в атриуме Библиотеки иностранной литературы в Москве, этим летом в Тюмени была установлена мемориальная доска геологу, первооткрывателю тюменской нефти Фарману Салманову). Мои творческие композиции “живут” в мастерской, но регулярно выставляются в Москве: в Центральном доме художника на Крымском валу, в Московском доме художника на Кузнецком мосту и в других выставочных пространствах и галереях города.

В прошлом году одна из моих работ (Трехфигурная композиция с камнем) была приобретена Государственной Третьяковской галереей и теперь “обитает” там.

Кроме того, некоторые мои работы находятся в частных коллекциях в Европе.

- Остается только спросить, что же такое скульптура?

- Это выражение ощущений, философии, взгляда на мир через форму.

- Уверена, что у вас множество замыслов. О самом амбициозном из них рассказать можете?

- О самом амбициозном говорить не принято, ведь это еще не реализовано. Но могу сказать, что в работе сейчас много эскизов, которые в будущем превратятся в полноценные работы.

Зеркало.- 2013.- 9 ноября.- С.26.