Бакинский клуб молодежи: 20 лет спустя

 

Фаиг Гурбатов: "Молодое поколение - это люди, которые имеют стойкое желание создать что-то свое"

 

 

20 лет назад, когда независимость нашей страны только набирала обороты, а ее граждане учились жить по-новому, группа инициативной молодежи, состоящей в основном из студентов Бакинского государственного университета, создала одну из первых молодежных организаций – общественное объединение “Бакинский клуб молодежи”. Организаторы этого клуба смогли собрать вокруг себя много талантливых и творческих молодых людей и начать проводить различные мероприятия, большинство из которых было новшеством для того времени.

Прошло уже 20 лет, и создатели клуба решили вновь собрать всех своих старых друзей и соратников. На вечере, посвященном этому событию, присутствовали как гости мероприятия, так и те, кто стоял у истоков создания клуба: министр культуры и туризма Абульфаз Гараев, заведующий отделом политического анализа и информационного обеспечения Администрации президента АР Эльнур Асланов, замминистра молодежи и спорта Интигам Бабаев, исполнительный директор Фонда молодежи при президенте Фархад Гаджиев, руководитель аппарата этого фонда Фаиг Гурбатов, глава Национального совета молодежных организаций Азербайджана Шахин Сеидзаде и другие.

Безусловно, события 20-летней давности стали знаковыми для многих молодых людей, и прежде всего для непосредственных создателей этого клуба – Интигама Бабаева, Фаига Гурбатова и Рафика Байрамова, ныне помощника министра культуры и туризма. С одним из них, Фаигом Гурбатовым – мы сегодня беседуем.

- Когда вспоминают какие-то особые события прошлых лет, всегда возникает вопрос: а с чего все начиналось? Вечер открывался сценкой, рассказывающей о том, как трое студентов собрались в чайхане университета и…

- Мы учились на историческом факультете: я – в азербайджанском секторе, Рафик – на одном курсе со мной, но в русском секторе. Интигам поступил на год позже в русский сектор.

- Но вас было именно трое…

- Да. И я даже не помню точно, что именно нас сблизило – то ли библиотека Ахундова, то ли наша знаменитая чайхана в университете. Мы сдружились, обсуждали разные темы, идеи. Поначалу думали сделать телепередачу – “Бакинский клуб молодежи”. Но с передачей у нас не сложилось, и тогда решили организовать что-то вроде общественной структуры. Наши обсуждения привели нас к мысли создать такую организацию – Бакинский клуб молодежи. И мы сразу же начали агитировать эту идею среди однокурсников.

- Как была воспринята ваша инициатива?

- Очень хорошо. Дело в том, что мы свою идею не навязывали. Мы просто говорили, что хотим встречаться, общаться по интересам, проводить совместные мероприятия.

- Но организовать работу, наверное, было непросто?

- Трудно было, конечно же. Финансов не хватало, офиса не было. Мы искали учреждения, где бы нам хотя бы выделили маленькую комнатушку. Спасибо тогдашнему руководству Дома культуры моряков, за небольшую сумму выделившему нам комнату. Именно там и начинал свою деятельность наш клуб. Нас интересовало практически все, мы планировали и обсуждали мероприятия во всех сферах. При этом идеи иногда могли приходить чисто случайно. К примеру, кто-то прочитал, что в Древней Греции каждый год 31 декабря раздавали алые гвоздики. Это не было связано, конечно же, с Новым годом, был какой-то другой праздник. Нам идея понравилась. У кого-то был родственник – цветочник. Нам бесплатно доставались цветы, и ежегодно 31 декабря мы раздавали их прохожим на улицах города, в основном старикам и детям. При этом мы раздавали и буклеты, поясняющие, что акция проводится клубом молодежи. Людям было приятно.

- Но клубу нужна была официальная регистрация…

- Безусловно. Организация была учреждена 29 января, и мы начали работу по сбору документов для официальной регистрации в Министерстве юстиции. В то время число зарегистрированных молодежных организаций можно было сосчитать по пальцам. Как известно, 70 лет в стране была лишь одна молодежная организация – комсомол. После развала СССР, в первые годы независимости, была создана такая организация, как Союз молодежи Азербайджана. Затем наши друзья по университету создали Союз студентов-историков, друзья из Медицинского университета – Союз молодых врачей. В тот период они также проходили регистрацию вместе с нами. Процедура была достаточно сложная, прежде всего технически. Компьютеров в учреждениях не хватало. Мы несли какой-то документ в Минюст, там говорили, что он составлен неправильно. Приходилось все заново перепечатывать, идти к нотариусу, все это заверять, опять нести в министерство, а коллегия была, по-моему, всего раз в месяц. В итоге регистрацию мы прошли лишь спустя пять месяцев.

А уже через несколько месяцев указом президента Гейдара Алиева было создано Министерство молодежи и спорта. В министерстве организовывался общественный совет молодежи. Мы были в числе первых, кто участвовал в создании этого совета. Все 11 зарегистрированных на тот момент молодежных организаций создали общественный совет при министерстве. А затем уже была учреждена такая организация, как Национальный совет молодежных организаций Азербайджана. БКМ являлся одним из учредителей этой ассоциации. Первым председателем этого нацсовета был Интигам Бабаев, который являлся президентом БКМ. Он переизбирался несколько лет, я занимал там должность заместителя председателя – то есть БКМ был одной из ключевых организаций молодежного движения того времени.

- Но и в настоящее время Бакинский клуб молодежи не теряет своих позиций?

- Да, конечно. Сейчас там собрана активная группа молодежи во главе со своим председателем. Они осуществляют много проектов как при поддержке Фонда молодежи, Министерства молодежи и спорта, так и своими силами. Проекты главным образом направлены на исследование и сохранение исторического наследия нашей страны, ее различных регионов, а также затрагивают карабахскую проблему. Костяк по-прежнему составляют студенты исторического факультета БГУ.

- Можно сказать, что для вас, основоположников Бакинского клуба, работа с молодежью стала делом всей жизни?

- Знаете ли, любое новшество всегда воспринимается обществом с некоторой долей скептицизма. Даже в моей собственной семье не совсем понимали меня. Как же так, говорили родители, ты учишься в университете, а занимаешься общественной работой. Вы ходите по городу, цветы и книги раздаете, мероприятия какие-то проводите. В советское время считалось, что если ты учишься на истфаке, то должен заниматься партийной работой, юрист должен в прокуратуре работать, а общественная жизнь фактически регулировалась Компартией и комсомолом. А после восстановления независимости молодежь стала пытаться взять инициативу в свои руки, и старшее поколение этого зачастую просто не понимало. Но для меня, как и для всех тех, чья работа сейчас, может, и не связана с молодежью, БКМ стал некой путевкой в жизнь. Там мы научились работать с документами, работать с людьми, писать проекты. Я сам, после того как отслужил в армии, работал в Министерстве молодежи и спорта, продолжил образование в Академии управления, затем учился на работника сферы туризма. Когда был создан Фонд молодежи Азербайджана, меня пригласили сюда как человека, имеющего опыт работы с молодежными организациями.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе фонда.

- Фонд молодежи был создан по указу президента Ильхама Алиева для того, чтобы оказывать финансовую помощь молодежным организациям, физическим лицам в реализации различных проектов, связанных с молодежью Азербайджана. Этот фонд является одним из первых в нашей стране, который перешел на новый уровень в системе работы – это онлайн-регистрация молодежных организаций и физических лиц до 29 лет. То есть в настоящее время проводится онлайн-подача документов, и, естественно, весь процесс проходит намного быстрее и прозрачнее, чем раньше. Мы постарались создать такой фонд, который предоставляет возможность инициативной молодежи воплощать в жизнь свои идеи в очень простой и доступной форме, имея поддержку со стороны государства. Мы провели свои презентационные собрания во всех регионах страны, с тем чтобы не только структуры, но и каждый молодой азербайджанец, который имеет желание осуществить какую-то свою идею, узнал о нас, смог подать документы и попытаться получить от нас финансирование.

Сейчас мы закончили принимать заявки на пятый грантовый конкурс, а вообще до сих пор Фонд молодежи профинансировал более тысячи проектов, касающихся различных проблем молодежи. В частности, организовывались летние лагеря, проводились международные фестивали, широкие дискуссии по карабахской проблеме. Немаловажно, что очень многие молодежные организации проводили в Азербайджане по нашей линии международные конференции.

Думаю, эта работа и помогает мне чувствовать себя таким же молодым, как и 20 лет назад.

- И это чувство натолкнуло вас на то, чтобы вновь собрать всех старых одноклубников?

- Конечно же, организовав этот вечер, мы первым делом хотели, чтобы все снова увиделись спустя 20 лет. Благодаря социальным сетям мы собрали всех буквально по крупицам. При этом на вечере присутствовали не только, скажем так, “ветераны” нашего клуба, но и нынешние активисты. Тем самым молодое поколение увидело, кто и как все это начинал, и старшее поколение увидело, кто продолжает их дело. Надеюсь, и те, и другие остались довольны.

Думаю, для всех нас Бакинский клуб молодежи как дом родной. И хочется, чтобы он еще долгое время жил, приносил пользу молодежи Азербайджана. При этом мы надеемся, что не потеряем еще на 20 лет всех тех, кого сейчас сумели собрать, и сможем организовать последующие встречи и какие-то мероприятия.

- Вы как человек, который на протяжении 20 лет работает исключительно с молодежью, наблюдаете ли какую-то разницу между молодежью того времени и нынешней?

- Во все времена молодое поколение – это поколение, которое имеет желание прежде всего сделать что-то самостоятельно, что-то изменить, создать что-то свое. Да, может, цели сейчас другие. Мы в то время, повторюсь, не имели таких возможностей – ни административных, ни финансовых, а любая необходимость всегда обостряет разум. Но даже при том минимуме, который мы имели, нам удалось сделать немало.

*- Можно ли сказать, что тогдашняя молодежь была более романтичной в своих порывах и желаниях, а сегодняшняя более практичная, реалистичная?

- Думаю, романтика всего лишь меняет форму. Кстати, коли речь зашла о романтике, раньше, к примеру, молодым людям было сложнее наладить отношения. Так, если раньше парень писал любимой девушке на бумаге, то сегодня для этого дела все пользуются смс-ками, социальными сетями и иными возможностями, хотя я и не знаю, насколько реально передать чувства таким образом. То же самое и в работе. Жизнь во всем мире сейчас вообще стала скоростной. Да, технически работа намного облегчилась, но и объемы увеличились. Старшее поколение тоже часто нам говорит, что вот мы, мол, работали совсем по-другому, и так из поколения в поколение. История движется по спирали, меняется только форма.

Я уже нахожусь в том возрасте, когда могу позволить себе чему-то учить, направлять молодое поколение. В силу своего возраста и опыта, в том числе опыта в сфере молодежного движения, хотел бы рекомендовать сегодняшней молодежи, чтобы она, обладая нынешними возможностями, направляла все свои шаги, навыки и умения на улучшение общества, в котором живет. Это должно касаться всех сфер, начиная с образования и заканчивая глобальными экологическими проблемами. Тем более сейчас есть возможность сделать все это в другой, более масштабной форме.

 

 

С.ГУСЕЙНОВА

Зеркало.- 2014.- 15 февраля.- С.- 12