НОВЫЙ СТАРЫЙ ГОБУСТАН,

  или Застывшая в камне непрочитанная книга амазонок

 

Я лишь на чужбине осознала всю значимость исторических и духовных ценностей своей Родины

  Кто такие амазонки? Воинственные, бесстрашные, честные и необузданные женщины Кавказа. Женское "братство", рожденное быть в седле с оружием в руках, не расстающееся с луком и стрелами даже во сне и предпочитающее свободную, а следовательно кочевую жизнь оседлой. Им прижигали еще в детстве правую грудь, чтобы не мешала при стрельбе из лука, они, живущие в горах, каждой весной спускались в низину к гаргарам для продолжения рода, рожденных мальчиков оставляли отцам, а девочек забирали с собой в горы. И разбрелись они со временем с Кавказа до Каспия и дальше вдоль берегов Черного моря до Анатолии вплоть до Греции и дальше по всему белу свету. И оставили наши великие праматери-владыки после себя немало поселений и городов.

Прожив в Азербайджане 25 лет ни разу не была в Гобустане. Не знала я и о том, что самые известные и крупные грязевые вулканы в мире находятся у меня на родине. Не была я и в Атешгяхе - Храме огнепоклонников. Не понимала, да и не могла понять все таинство, очарование и ценность албанских церквей и девичьих башен десятками укрывшихся на древних землях Кавказской Албании, где прошло все мое безмятежное детство. Не потрясало меня и величие Дворца Шекинских ханов. Видать, чтобы осознать все это, необходимо было попасть на чужбину и только после долгих лет переведя дух суметь взглянуть на родину свежим взором и понять, что ты о Ней ничегошеньки не знал.

Уже 15 лет как я пытаюсь разобраться в истории амазонок. Перелопатив практически все труды по истории амазонок у меня создалось впечатление, что ученым все же не удалось докопаться до самой истины, и они не найдя ничего более лучшего нарекают амазонок гречанками. Да и что им было делать, ведь никаких археологических находок, согласно которым можно было бы что-то достоверно утверждать о происхождении амазонок до сих пор найдено не было. Кроме как прозрачных упоминаний летописцев античных времен о кавказских женщинах-амазонках. Единственным исключением является находка во время археологических раскопок на Юге России и в Украине у села Покровка профессором Калифорнийского университета госпожой Жаннин Дэвис-Кимбал и ее русским коллегой профессором Леонидом Яблонским погребений-курганов. Участники экспедиции обнаружили около 300 женских останков, захороненных при полной воинской амуниции, и г-жа Кимбал доказала, что это останки наездниц и лучниц-амазонок. Немецкие кинематографисты даже сняли об этой археологической экспедиции и ее результатах документальный фильм. ZDF."Expedition. Sagenhafte Voelker das Amazonenraetsel" ("Загадка амазонок мифического народа").

Греки, как и многие другие народы, норовящие присвоить себе чужое, окрестили амазонок Кавказа своими. Объявив дочь бога войны Ареса Пенфесилею первой амазонкой, они затем увековечили ее в скульптурах, фресках и литературных произведениях. И берет этот процесс свое начало не ранее V века до нашей эры. Но откуда было им знать, что наши прародители еще за 8 тысяч лет до нашей эры запечатлели воинственных амазонок на скалах древнего Гобустана? И вот идя по следам этих чуть ли недоисторических наскальных изображений, попала я в Гобустан, и открылась мне не прочитанная доселе древнейшая книга на камне. И встрепенулись застывшие камнем амазонки.

Начиная с 2004 года я выступала как в азербайджанской, так и германской прессе со статьями, озаглавленными "Азербайджан - страна амазонок". Однако мои публикации, несмотря на все старания, назвать обоснованными с точки зрения науки было невозможно, так как в них не хватало главного - фактологической базы. Не было ни одного материального подтверждения моей теории об их кавказском происхождении. Однако археологические раскопки и находки последних лет указали мне путь, прямо как нить Ариадны. Последний год из 15, что я интересовалась историей амазонок, посвятила полностью Гобустану, и старания мои были вознаграждены. За этот последний год не раз лазала по скалам Гобустана. Изучив практически всю доступную литературу об амазонках, вышедшую из-под пера античных летописцев, древних греков и римлян, арабских историков, я утвердилась в мысли, что только в Гобустане можно найти следы амазонок и показать, да и доказать миру, что именно в доисторических пещерах Гобустана обитали древние амазонки.

Не успев прилететь в Баку, я буквально на следующий день уже мчалась на всех парах, насколько, конечно, позволяла видавшая виды "Нива" моего друга студенческих лет, известного ныне фотографа Мирнаиба Гасаноглу, в Гобустан. Весь народ готовился к Новрузу: украшали праздничные столы неизменным сямяни, возились с шекербурой и пахлавой, бегали по рынкам и магазинам, да только мне было не до этого. Одно было у меня в голове - Гобустан и амазонки.

Вообще-то эти выкладки изложил еще 60 лет назад известный исследователь Гобустана И.М.Джафарзаде. Однако никто тогда, так сказать, не внял гласу вопиющего в Гобустане.

Я, недолго думая, направилась прямо в "Ana zaga" - "Мать-пещеру". На левой стене у входа в пещеру - 63 наскальных человеческих изображения (39 мужчин и 24 женщины). Самый крупный рисунок в центре изображает женщину. Поэтому пещеру и называют "Мать-пещера". Эти наскальные изображения относятся к VIII-VII тысячелетиям (по некоторым утверждениям, они еще древнее) до нашей эры. В своем ценнейшем труде "Гобустан. Наскальные рисунки", который являлся плодом многолетних упорных и тяжелейших исследований, И.М.Джафарзаде относит большинство их к периоду раннего неолита (8 тысяч лет до нашей эры) и пишет: "Тогда вождем племени была женщина". Да и Сара Ашурбейли в своем труде "История города Баку" обращает наше внимание к сценам жизнедеятельности наших прародителей, нашедших свое отображение на скалах Гобустана, где обрабатыванием земли, охотой, битвами, словом, всеми видами коллективной деятельности человека руководит женщина. Неспроста оба историка обращают внимание и на изображения буйволов на скалах, что является доказательством того, что амазонки пользовались ими как домашним и даже тяглым скотом. Лишним тому подтверждением являются рисунки, где изображены буйволы с веревками на шее и арбы (это является и первым материальным подтверждением одомашнивания диких буйволов). Интересны и изображения полумесяца на Геми Гая в Нахчыване. Известно, что древние амазонки поклонялись Луне. Однако оставим Нахчыван в покое, предметом моего интереса является Гобустан.

В метрах 40-50 к западу от "Матери пещеры" возвышается захватывающая дух скала семи красавиц - "Семь амазонок". Направившись туда, обнаружила на ней надпись "Проход запрещен". Однако, несмотря на предупреждение работников музея-заповедника о том, что там опасно и не стоит рисковать, я вмиг переметнулась через скалы и оказалась с глазу на глаз с "Семью амазонками". Застывшие в камне амазонки, словно зная о моем желании раскрыть их скрываемые за завесой тысячелетий тайны всему миру, радовались мне. Мой друг фотограф, не отвлекая меня вопросами, все снимал и снимал открывшуюся нашему взору картину на фотопленку. Но и он вконец, наснимав вдоволь удивительные наскальные рисунки, как бы боясь вспугнуть таинство наших застывших в камне прародительниц, почти шепотом спросил: "Чудная ты какая-та, Нурида! Интересно, как это ты собираешься доказать, что в этих пещерах обитали именно амазонки? Да и отряхнуться тебе от пыли тоже не мешает. А то вид у тебя прямо какой-то пещерный. Вот сниму тебя так, будешь знать".

Пройдя в самую глубь и прислонившись спиной к дальней стене пещеры, теперь уже нарушила молчание я: "Послушай-ка, не эти ли пещерные люди жили здесь 8 тысяч лет назад?" Он кивнул в знак согласия. "Не здесь ли было обнаружено 20 пещер, некогда населенных древними людьми?" Он вновь утвердительно кивнул. "Не здесь ли были обнаружены женские статуэтки и кости?" И на сей раз он согласился. "Неужто эти женщины со стрелами и луками на плечах были не амазонками, а являлись забитыми, несчастными женщинами, готовившими не покладая рук кюфта-бозбаш?"

И вдруг в пещере откуда ни возьмись ураганом появилась симпатичная девушка-гид с молодым иностранцем и с нетерпящим возражений тоном властно приказала мне убираться прочь. Но не для этого я проделала столь долгий путь из Германии, чтобы вот так просто взять да и уйти. И юная экскурсовод, с недовольным видом протиснувшись со своим гостем к дальней стене и заслонив собой семь амазонок, начала просвящать его по поводу семи красавиц.

"Эти рисунки называются "Семь красавиц". А вот эти знаки у них на талии указывают на их тонкий стан". Я чуть не прыснула со смеху, представив себе живших в этих местах чуть ли не семь тысяч лет назад полудиких женщин в утонченных нарядах и строго следящих за своими фигурами. Смех да и только. Но она продолжала описывать иностранцу этих женщин как занимающихся домашним хозяйством и стряпней заботливых матерей. Намалеванная красотка как нечто не достойное внимания, мельком указав на стрелы и луки в руках семи красавиц, пояснила иностранцу, что на этот предмет "одеяния" женщин обращать внимания не стоит и что на многих рисунках тех времен красавицы изображались именно так. Меня не могли не возмутить такое поверхностное отношение к предмету моего глубокого интереса и скудость ее воображения вкупе с безграмотностью. Нам ничего не оставалось, как уйти за скалы.

Не знаю, как отнесутся в целом археологи и историки к моему тезису "Гобустанские пещеры - места обитания амазонок", однако я имела много бесед с теми из них, профессиональному чутью и искренности которых доверяю. Так вот, они мне даже посоветовали начать кампанию по всему миру, чтобы объявить Азербайджан местом, где было обнаружено наидревнейшее поселение амазонок, и при этом особо подчеркнули, что это может еще больше повысить интерес к азербайджанской культуре и увеличить поток туристов из-за рубежа. Я же полагаю, что для подтверждения данной теории в Гобустане следует провести новые раскопки и исследования. Это во-первых.

Во-вторых, как бы вернув себе амазонок, мы можем завоевать новые дивиденды как с политической, так и моральной точки зрения. Нельзя забывать, что мир с каждым днем приобретает все новые очертания. Обратите внимание и на тот огромный стратегический и политический интерес, который вызывает Кавказский регион. К тому же, на мой взгляд, если мы сможем показать, да и доказать, что амазонки не кто иные, как наши прародители, это будет означать, что Кавказская Албания - это земля наших предков, а следовательно, и Карабах не может быть предметом торга именно в силу этого. Пора собирать камни.

Ключи от Карабаха находятся в Кавказской Албании. И нельзя отдавать эти ключи в руки кому бы то ни было, тем более соседям. Видимо, в силу своей скромности мы уже на протяжении столетий стоим в стороне и молча взираем на то, как ушлые и предприимчивые армяне "прихватизировали" как албанскую церковь, так и все этно-историко-культурное наследие Кавказской Албании, которое по праву является нашим. Албанскую церковь превратили в григорианскую, албанский же алфавит арменизировали. Обнаруженные в результате пожара 26 мая 1925 года на территории монастыря святой Екатерины на горе Синай, созданного грузинскими колонистами, поселившимися там в IX веке, 1100 древних манускриптов проливают свет на очень многое. Грузинский профессор Заза Алексидзе, исследовавший эти письмена в течение 1990-2000 гг., обнаружил считавшийся утерянным древний албанский алфавит, фотокопии которых он мне любезно предоставил. Не это ли наглядное доказательство тому, кто является наследником Кавказской Албании? Они некто иные, как наши предки - предки современных азербайджанцев. Неужто доказывать это миру придется... амазонкам?

Общеизвестно, что знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал посещал Гобустан и был поражен увиденным, особенно наскальными изображениями прототипов пронесших его в разные годы через воды Тихого и Атлантического океанов известных судов "Ра" и "Тигрис". Вначале он не поверил в то, что эти суденышки могли быть сделаны из обыкновенного камышняка и тростника, затем пришел к выводу, что эти наскальные изображения много древнее своих аналогов из Месопотамии и Египта.

Свой новый проект по амазонкам я по рекомендации и настоянию представителей Министерства иностранных дел Германии представила в Институт археологии ФРГ. Конкретно свой проект я вручила директору Института Евразии профессору, доктору Свену Хансену. Профессор, услышав от меня, к какому древнему периоду целовеческой цивилизации принадлежат гобустанские наскальные рисунки, воспринял их как байки: "Я не верю в то, что эти наскальные рисунки, о которых вы говорите, имеют историю в 8-10 тысяч лет. Будь это правдой, это изменило бы всю историю человечества". Я не стала переубеждать профессора, так как знала, что в начале апреля в Баку будет открытие Дней культуры Германии и состоится конференция, посвященная археологии, где он выступит с докладом. Я просто попросила его поехать в Гобустан, ибо была на все сто уверена, что он, как и некогда Тур Хейердал, будет поражен. Если Хейердала обезоружили лодки из тростника, то амазонки уж точно сразят наповал профессора Хансена. Что-что, а побеждать амазонки умели.

Хочу обратиться к уважаемым азербайджанским ученым, историкам, археологам с тем, чтобы они высказались по данному поводу. С просьбой об исследовании данного вопроса я несколько раз обращалась и к уважаемому мною президенту НАНА Махмуду Керимову. И он одобрил мое желание рассказать о наших амазонках всему миру. Обещал мне свою поддержку и уважаемый профессор Ягуб Махмудов, которому я рассказала о своей идее на одной научной конференции в Берлине.

Остается лишь вывести гобустанских амазонок на свет Божий и показать их всем, ну а дальше они сами проложат себе дорогу в мир, как они не раз уже делали силою своего оружия и доблести!   

 

  Нурида АТЕШИ

 

Зеркало.- 2009.- 4 апреля.- С. 33.