ВАГИФ САМЕДОГЛУ - ПОЭТ БУДУЩЕГО,

 

  

  но заслуживший признание в настоящем и оправдавший великое наследие предков

 

  Вагифу Самедоглу, выделяющемуся в литературной среде поэту и драматургу наших дней, исполнилось 70 лет. Это феноменальное наследие духовного очага великого Самеда Вургуна... Необыкновенный, ни на кого не похожий наш народный поэт. Признанный мэтр поэзии. Талантливый музыковед, знаток джазовой музыки, комедийный драматург, сумевший привнести на театральную сцену настроение дня, его контрасты, жизненные случаи, которые мы не можем понять с той глубиной, с какой их воспринимает поэт. Комедийный жанр и строгие взгляды автора сочетаются с содержательностью произведений античного философа - и это тоже своего рода контраст. Есть те, кто считает его одним из видных поэтов не только Азербайджана, но и всего тюркского мира. И они не ошибаются.

И вот теперь ему 70 лет. Для поэта и человека из мира художественного слова, с бурно прожитой молодостью - возраст немалый. Он по праву может гордиться не только своим юбилеем, так как оставил яркий след в литературном наследии Азербайджана.

Если сравнить его нынешний возраст с возрастом его отца и старшего брата, можно сказать, что судьба улыбнулась ему. Например, его отец Самед Вургун ушел из жизни в возрасте 50 лет. Однако он сумел занять вечное место в национальной литературе в качестве классика поэзии. Старший брат Вагифа - удивительный прозаик Юсиф Самедоглу - отошел в мир иной в возрасте 63 лет, как говорится, в пророческом возрасте. Однако и он тоже оставил после себя глубокий след в литературе.

Вагиф Самедоглу родился 5 июня 1939 г. в Баку - интересно, что это и день рождения Федерико Гарсиа Лорки и нашего Микаила Мушвига. Может быть, это была знаковая дата, определившая его будущий благотворный жизненный путь именно на литературном поприще. Мы вполне можем утверждать, что Вагиф Самедоглу завоевал прочное место в литературной среде, ведь недаром многие считают его поэтом даже не сегодняшнего дня, а завтрашнего.

Он словно ждал независимости Азербайджана, так как весь его необыкновенный талант особо раскрылся в последние 20 лет. Он плодотворно работал, периодически представляя на суд общественности всегда что-то новое, оригинальное и главное - талантливое.

По-моему, Вагиф Самедоглу не просто пишет стихи - он поэт в широком смысле слова. То есть он поэт той эпохи, когда пишущих стихи было и есть много, а настоящих стихотворцев мало. Он входит в число 20 выдающихся поэтов четырехсотлетнего постфизулинского периода. Впервые к такому мнению пришел наш общий друг, критик Вагиф Юсифли, и не согласиться с ним весьма трудно. Я очень люблю стихи Вагифа Самедоглу, многие из них знаю наизусть, может быть, из-за того, что они мне слишком близки, понятны, необыкновенно оригинальны.

Часто нам приходилось встречаться и беседовать с ним. Я знаком с силой и светом его слова и мышления. В эти дни, когда ему исполняется 70 лет, я имел намерение побеседовать с ним и подготовить для читателей содержательный и насыщенный материал. Однако желание мое не сбылось. Он извинился ("как-нибудь в другой раз"), и я его понял. Ведь его любимая сестра Айбениз ханум больна, и в такой ситуации ему не до собственного юбилея. Тем не менее, эта круглая дата для народного поэта и видного общественного деятеля, а потому, несмотря на семейные проблемы юбиляра, мы все же поздравим его посредством нашей газеты, равно как и пожелаем скорейшего выздоровления его любимый сестры.

ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ И КИНО - В ПОЭЗИЮ

 

Как ни странно, Вагиф Самедоглу пришел в литературу не из провинциальной деревенской непосредственности или школьных стихотворных альбомов. К этому его подвела классическая европейская музыка, и даже американский джаз. Мало кто из наших литераторов пришел к славе через такой путь. Отсюда и стойкость, и, если хотите, конкурентоспособность Вагифа. Он впитал в себя глубокие общечеловеческие корни мировой музыкальной культуры.

Далее строки его биографии выглядят так. Окончил десятилетнюю музыкальную школу при Азгосконсерватории им. Узаджибекова с дипломом отличия (1956). В том же году поступил на фортепианное отделение консерватории. Завершив учебу в 1961 году, он два года - 1962-1963 гг. - проходил практику в Московской государственной консерватории.

В качестве преподавателя фортепианной музыки до 1972 г. преподавал в АГК. Наряду с этим он в 1960-1971 гг. работал заведующим отделом искусства Азербайджанской энциклопедии, редактором в издательстве "Язычи". В 1982-1985 гг. был заведующим литературной частью киностудии им. Джжаббарлы.

 

"СЕМЬ СТИХОВ" И "ТЕЛЕГРАММА В ПУТИ"

 

Первые свои стихи В.Самедоглу написал еще в те годы, когда учился в средней школе, но он не показал их тогда никому, даже отцу. Может быть, отец и упрекнул бы его, а может, и одобрил - не знаем. Но серьезно стихотворчеством он начал заниматься с 1959 года, то есть спустя три года после смерти отца.

Первой ласточкой его творчества стала публикация под названием "Семь стихов", вышедшая в свет в 1963 году в журнале "Азербайджан". А первый сборник стихов "Телеграмма в пути", в качестве небольшой книжки появился в 1968 году. При этом она вызвала большой резонанс в литературной среде. Как и всегда, были те, кто хвалил начинания молодого автора, но хватало и жестких критиков. В основном они упрекали его в отходе от поэтической линии его гениального отца - Самеда Вургуна. Но сами по себе эти споры свидетельствовали о том, что у автора небольшой книжки есть будущее.

Потом в творчестве поэта наступил перерыв. Следующий сборник стихов под названием "Удача дня" (1972) Вагиф Самедоглу и сам не считал книгой. Причину объяснял так, что объем должен был быть большим, но без его ведома издали безжалостно сокращенный вариант. Впрочем, в иных многотомных изданиях других авторов не найдешь даже толики того, что умудрялся отображать Вагиф в своих маленьких книжках.

 

"ХОЧУ СОЙТИ С ЗЕМНОГО ШАРА"

 

Пришло время, и Вагиф Самедоглу начал веско говорить свое слово о мире и об эпохе. И в этом он тоже отличался от других. В своих стихах с социально-политическим содержанием, таких, как "9 Мая", "Господину У Тан", "Греческие боги", "Вьетнамская скорбь", "Август и августы", "Анна осталась на тротуаре" и др., Вагиф Самедоглу выделялся совершенно новым подходом к мировым проблемам.

Известно, что написанные им в 1963 году строки: "Остановите земной шар, я хочу сойти" в то время были очень популярны в Москве, Польше. Эту фразу писали даже на своих плакатах участники освободительного движения негров Америки. Его стихи были включены также в учебники литературы для старших классов Латвийской ССР.

После этих удач в мире поэзии Вагифа Самедоглу принимают в члены Союза писателей. Это уже само по себе являлось знаком его самоутверждения в литературе. Вагиф смог сделать это в среде, где существовали жесткая конкуренция, консерватизм и устоявшиеся традиции.

В 70-80-е годы Вагиф Самедоглу публиковался изредка. Правы те, кто объясняет это тем, что он избегал халтуры в литературной деятельности, смотрел на поэзию как на некое священное чувство. Если бы он только хотел, то смог бы за этот период издать десятки каких-нибудь детских книг. Однако он не хотел идти по такому пути, и этим нежеланием тоже отличался от многих своих современников-поэтов.

 

ОН ДАЛЕКО НЕ УШЕЛ

 

Он находился недалеко. "В городе умолкнувших поэтов". И при этом казался молчаливым, а на самом деле писал, но не показывал стихи публике. В то время один рукописный сборник стихов он дал почитать Акраму Айлисли. Акрам их опубликовал, потому что считал прекрасными. Хотя сам автор считал их недостойными издания.

Первый его крупный сборник стихов "Боже, я здесь..." вышел в печати спустя много лет - в 1996 году - тиражом всего в 1500 экземпляров (но это и для тех дней, как, впрочем, и для настоящих, может считаться солидным тиражом). В нем были собраны стихи, написанные в период между 1963-1996 гг. Почти 75% из них публиковались впервые.

Безусловно, "Боже, я здесь..." развеял все сомнения, этот сборник стал подтверждением того, что Вагиф действительно является одним из 20 выдающихся азербайджанских поэтов начиная с эпохи Мухаммеда Физули. Сборник стал литературным событием. В дни, когда наблюдалось пренебрежительное отношение к поэзии, эти стихи были быстро раскуплены и вызвали большой резонанс.

Очередной сборник стихов "Далекий зеленый остров" (1999) ожидала столь же приятная судьба. В него вошли стихи и поэмы, охватывающие период 1962-1998 гг. Многие из них он считал умершими, потерянными, но оказалось, что первый их читатель - Анар - собирал все эти рукописи, хранил их все эти годы в своем домашнем архиве и, понимая их цену, находил время перепечатывать их дома на пишущей машинке, несмотря на творческую загруженность и семейные проблемы. И когда пришло время, он передал их автору.

 

В КАЖДОМ СТИХЕ ОДИН ОБРАЗ

 

В своем поэтическом творчестве Вагиф Самедоглу не похож ни на кого. Ошибаются те, кто причисляет его стиль к так называемым вольным стихам в азербайджанской поэзии. Ведь оба известных стиля - как вольный, так и силлабический - для Вагифа Самедоглу - родная стихия. Он вполне состоялся в обоих направлениях, иногда умеет удивительным образом синтезировать их. А может, эти стихи и сами по себе рождаются такими. Тем не менее, в поэзии у него есть какая-то отдельная, только ему принадлежащая, только ему ведомая тропинка, идущая параллельно большой дороге, и он уверенно продвигается по ней.

В каждом стихе Вагифа Самедоглу имеется один образ (есть поэты, напишут длинное стихотворение, а ты не можешь найти там хотя бы один-единственный образ). Например, в одном стихотворении, связанном с кончиной отца, он сравнил трубку телефона с самой тяжелой гантелей в мире.

Но лично для меня Вагиф Самедоглу вызывает ассоциации с одиночеством. Замкнутость, граничащая с угрюмостью, невеселое расположение духа - это своеобразные особенности поэзии Вагифа Самедоглу. Был прав Абульфаз Эльчибей, назвавший однажды его одним из первых оппозиционеров-новаторов, основоположником нового стихотворчества в нашей современной поэзии.

 

 

НЕ ОТЛУЧАЛСЯ ОТ МУЗЫКИ

Он был всецело привязан к музыке. Хотя больше он все же был связан с поэзией, с драматургией, с кино, никогда Вагиф не бросал и музыку. Напомним, что Вагиф Самедоглу считается одним из лучших специалистов по джазовой музыке. Он глубоко любит этот стиль. Помню, одно время он вел даже популярную телевизионную передачу "Клуб любителей джаза". Когда в 1988 году началось национально-освободительное движение, ему стало уже не до нее. Что в общем-то понятно всем, кто пережил те годы.

Но, тем не менее, Вагиф Самедоглу - автор текстов многих песен, остающихся популярными хитами для многих сердец. Один из главных - "Далекий зеленый остров". Песенные тексты целого ряда телеспектаклей тоже принадлежат его перу. Он также талантливый прозаик, его притчи - пример тому. Автор более 20 пьес. В драматургии он удачлив так же, как и в поэзии. Некоторые его пьесы с успехом поставлены на сценах различных театров страны. Например, "На вершине горы", "Обручальное кольцо", "Человек в зеленых очках", "Снежки летом", "Лотерея", "Суицид", "Зимняя сказка на юге", "Сны Мамай киши" и др. За плодотворную деятельность в драматургии ему было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств" (1989), а за выдающиеся заслуги перед нашей литературой в 1999 г. его удостоили почетного звания народного поэта.

P.S. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о награждении Вагифа Самед оглу Векилова орденом "Шараф" ("АзерТАдж"). Вагиф Векилов (Вагиф Самедоглу) награжден вышеуказанным орденом за активное участие в культурной и общественно-политической жизни Азербайджана. 

 

 

Умудлу  И.

 

Зеркало. -2009. - 6 июня. .22.