ЧАРУЮЩИЙ ШАНСОН

 

  

  На днях исполняется 96 лет со дня рождения выдающегося певца и актера, народного артиста Азербайджана, кавалера ордена "Слава" Азербайджанской Республики Мирзы Бабаева

 

    Мирза Бабаев несомненно и по праву может считаться родоначальником азербайджанской эстрады, и этому в первую очередь способствует то обстоятельство, что первые его выступления приходятся на конец 30-х годов прошлого столетия, когда в сущности в Азербайджане не было исполнителей этого жанра. Это было время господствования ханенде, мугама, классической национальной музыки. Именно в это время начала зарождаться плеяда выдающихся музыкальных деятелей Азербайджана, которые своими произведениями буквально сотворили культурный ренессанс в стране в период 1950-1970-х гг. Это Ниязи, Тофик Кулиев, Фикрет Амиров, Кара Караев, Рауф Гаджиев. Это были те, кто органически продолжил великое наследие, оставленное Бюльбюлем и Узеиром Гаджибековым. Важность сохранения и пропагандирования творческого наследия Мирзы Бабаева состоит в том, что он является связующим звеном между "золотым периодом" азербайджанской музыки упомянутого периода и эстрадой уже независимого Азербайджана в силу своего удивительного творческого долголетия. Надо также отметить, что с годами певец лишь совершенствовал свое исполнение. Об этом говорит тот факт, что в период с 1999 по 2002 год он выпустил 3 альбома, а будучи в возрасте 85 лет, дал сольный концерт во Дворце им. Г.Алиева, который прошел при полном аншлаге.

Мирза-ага Абдул-Джаббар оглу Бабаев родился 16 июля 1913 года в Баку, в Крепости, на улице Сабира, где и прошли его юношеские годы вплоть до ухода на фронт. Отец, Абдул-Джаббар Бабаев, был нефтяным агентом, мать, Сона ханум Ханларова, происходила из потомственной бекской семьи. Помимо Мирзы, в семье было еще 6 сыновей, и всем отец дал блестящее образование в Москве и Петербурге. В детстве Мирзу отдали учиться в моллахану при мечети, отец всячески противился его музыкальным наклонностям, которые проявлялись с детства, но позже сменил гнев на милость и дал возможность сыну заниматься любимым делом. Первые выступления Мирзы Бабаева на сцене приходятся в бытность его студентом Нефтяного института, в 1939 г. По возвращении с войны Мирза начинает петь в созданном Тофиком Кулиевым джазовом оркестре при пожарной охране МВД АзССР. Но тот джазовый оркестр просуществовал недолго, после доклада Жданова все джаз-коллективы в СССР были разогнаны, не тронули только джаз-бэнд Утесова. Позже, в 1956 году, в Азербайджане был организован Государственный джазовый оркестр, и М. Бабаев снова становится его солистом.

Необходимо отметить, что главную роль в становлении М.Бабаева как певца сыграли Тофик Кулиев, а также Мирза Ибрагимов, который уговорил М.Бабаева, архитектора по первой профессии, продолжить петь. Окончив в 1939 году архитектурный факультет Азербайджанского индустриального института (нынешняя Нефтяная академия), он некоторое время работает по специальности, рисует, несколько его полотен, такие, как "Низами в медресе" и "Низами в пустыне", хранятся в Азербайджанском музее литературы им. Низами. Также М. Бабаев являлся автором внутреннего дизайна этого музея, который, к слову, просуществовал вплоть до недавнего капитального ремонта. По его проектам были построены несколько зданий в Баку и других городах республики, одно из сохранившихся ныне - кинотеатр "Вэтэн".

Но главное призвание взяло свое. Не продолжив работу архитектором, в 1948 году он поступает в консерваторию, где учится в классе великого Бюльбюля и оканчивает ее по специальности вокала в 1953 году. И именно с этого периода он становится популярным эстрадным певцом на территории бывшего СССР. Несомненно, именно песни Тофика Кулиева имели определяющее значение в становлении Мирзы Бабаева именно как лирического певца, исполнителя любовной лирики. Позже, в период с середины 60-х годов, в его репертуар добавились песни Рауфа Гаджиева и Эмина Сабитоглу, в более поздний период специально для него пишут несколько песен Октай Раджабов и Октай Кязими. Некоторые из этих песен стали визитной карточкой Мирзы Бабаева и остаются по сей день, так как хоть и исполнялись и исполняются другими артистами, но ассоциируются даже не с именем композитора, а исключительно с именем Мирзы Бабаева. Это "Кяпяняк", "Сянядя галмаз", "Кимляр гялди", "Зяфяран", "Бир гыз гочалтды мяни", "Лиман" Рашида Насибоглу и др. Наряду с лирикой Мирза Бабаев исполнял и так называемые шуточные песни, или же, по выражению Вагифа Самедоглу у песни полублатного жанра. Представители старшего поколения наверняка помнят огромную популярность индийской песни "Авара" в его исполнении в 60-е годы.

Несмотря на небогатый голосовой диапазон, большинство его песен исполнено высоким баритоном, в голосе М. Бабаева присутствовала, как выразился однажды Эмин Сабитоглу, "сладковатая соль", которая придавала ему неповторимый шарм. Его неподдельное умение уходить в себя во время исполнения лирических песен, всей своей внешностью, жестами, артикуляцией он мог доносить до зрителей и слушателей весь смысл композиции, заставлял прочувствовать ее крайне остро и эмоционально, до слез.

Пик его популярности приходится на 60-е годы прошлого века, когда он изъездил с гастролями с оркестром Гостелерадио Азербайджанской ССР почти все республики бывшего Союза и страны соцлагеря: ГДР, Чехословакию, Польшу, Югославию. В этот период особое место в его творчестве занимает исполнение итальянских и французских любовных романсов.

Отдельного внимания заслуживает кинематографическое творчество Мирзы Бабаева. За свою творческую карьеру он снялся в 33 кинофильмах различных киностудий бывшего СССР. При этом даже в тех фильмах, где он исполнял второстепенные роли, созданные им образы были настолько ярки и самобытны, что можно утверждать, что он заслужил любовь широких масс в большей степени благодаря своему актерскому мастерству. Помню, как-то в начале 2000-х годов я передавал Сиявушу Керими фотографии Мирзы Бабаева для оформления его нового альбома, и Сиявуш муаллим, долго перебирая его снимки, не удержался и всплеснул руками: "Куда смотрят наши режиссеры, его надо снимать и снимать без остановки, настолько яркий у него типаж!"

Особо надо отметить, что в то время при дубляже фильмов тексты песен тоже переводились на русский язык, и большую часть исполняемых в кинофильмах песенных текстов Мирза Бабаев переводил сам. Перечисление исполненных им ролей займет целую страницу, самые известные - это роли и песни из кинофильмов: "Не бойся, я с тобой", "День прошел", "Кура неукротимая", "Телефонистка", "Тени ползут", "Дервиш взрывает Париж", "Можно ли его простить?", "Украли жениха", "Волшебный голос Джельсомино", "Лев ушел из дома" и многие другие. Исполненная им партия Мешеди Ибада в шедевре азербайджанского кино "Не та, так эта" вошла в золотой фонд азербайджанской музыки.

И все же главным в творчестве этого талантливого человека оставалась песня. Как уже отмечалось выше, оставленное М.Бабаевым культурное наследие заслуживает долгого и тщательного исследования, здесь лишь вкратце хотелось бы отметить, что М.Бабаев, по воспоминаниям своих коллег и друзей, был единственным эстрадным исполнителем в СССР, кто, несмотря на существовавшую в то время строгую цензуру, первым сломал устоявшийся стереотип сценического поведения. В то время, как мы помним, советским певцам была дана строжайшая установка как вести себя на сцене: строгая стойка, руки на рояле или сложены на груди, максимум разрешалось разводить руки, не двигаясь. По воспоминанию В. Самедоглу, в числе тех, кто пел согласно этой установке были такие великие певцы, как Рашид Бейбутов, Лемешев, Козловский, а Мирза Бабаев был первым, кто принес на сцену бурную жестикуляцию, перемещения с одного конца в другой и другие "запрещенные" движения. А его стиль исполнения любовных песен, так называемый стиль французских шансонье, до сих пор не имеет аналогов в Азербайджане. Он и внешне как будто был рожден именно для этого редкого жанра, всегда тяготел не к классическим галстукам, а к бабочкам, клетчатым пиджакам, шарфам и шляпам.

Видимо, это и было причиной того, что в советский период артист подвергался всяческим несправедливым притеснениям за свой "западный облик" и образ поведения. Став заслуженным артистом Азербайджана в 1956 году, звание народного он получил лишь в 1992-м. Его не приглашали на правительственные концерты, неоднократно предупреждали, что пой "как человек", однако он всегда оставался верен своему неповторимому стилю. Будучи по характеру очень эмоциональным, взрывным и даже конфликтным человеком, он в то же время был чересчур мягок, по-детски сентиментален и добр. Его главной особенностью характера было стремление помогать людям. Он постоянно носился с какими-то просьбами за простых, зачастую малознакомых людей.

Необходимо также отметить, что Мирза Бабаев являлся большим патриотом своей Родины. Несмотря на постоянные притеснения и попытки сузить рамки его творчества, он на многочисленные возможности покинуть СССР на все предложения отвечает отказом. На концерте в Минске, куда он поехал с ансамблем Агаси Мешадибекова вместе с Шовкет Алекперовой, к нему за кулисами подошел французский певец Жильбер Беко и чуть ли не умолял переехать в Париж. Позже, в Ленинграде, аналогичное предложение ему сделал и Ив Монтан. Но хоть Мирза Бабаев и опередил свою эпоху, он должен был родиться в другое время и другой стране, благородное восточное воспитание навечно сделало его истинным патриотом своей Родины - Азербайджана. И в этой связи возникает некоторое чувство сожаления, что потенциал этого гениального артиста не был использован на все 100 процентов. Ведь с обретением Азербайджаном независимости в начале 90-х годов Мирза Бабаев оставался единственным столпом, я употребляю именно это слово вместо привычного нам "корифей", который продолжал активную творческую деятельность. Ушли в мир иной к тому времени великий Рашид Бейбутов, незабвенная Шовкет Алекперова, и вот тут можно было задействовать этого незаурядного человека для пропагандирования азербайджанского искусства на просторах бывшего СССР, где его так хорошо помнили и знали.

Приведу один пример: на одних из своих последних гастролей, это были Дни азербайджанской культуры в России в 2001 году, концертный зал "Олимпийский" взорвался овациями и зрители 10 минут аплодировали Мирзе Бабаеву и не отпускали его со сцены после исполненной им (в живую, а не под фонограмму) песни "Мян ня гядяр годжа олсам да..." В тот момент ему было уже 87 лет!!!

И сегодня на фоне стремительного ухудшения качества исполнительского мастерства на отечественной эстраде и в целом девальвации культурных ценностей и музыкальных традиций, оставленных нам нашими великими предками, сохранение и культивирование среди молодежи песен Тофика Кулиева, Рауфа Гаджиева, Эмина Сабитоглу, Джахангира Джахангирова в исполнении мэтров азербайджанской эстрады жизненно необходимо. Как говоpил сам М.Бабаев, за его творческую карьеру им было исполнено около 500 песен, из которых около 300 записаны и хранятся в различных архивах на радио, телевидении и т.д. Среди них есть и те, которые неизвестны азербайджанской публике, и думается, что соответствующим ведомствам было бы неплохо вплотную заняться распространением неизвестных ранее композиций этого гениального исполнителя, верного слуги и рыцаря азербайджанской эстрады, так много сделавшего для развития и распространения истинного искусства в своей родной стране и за ее пределами. 

 

 

Бабаев  Э.

 

Зеркало. -2009. - 20 июня. -С.24.