ПАРЛАМЕНТ ПРИНЯЛ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН "О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ"

 

  

  Некоторые депутаты и религиозные деятели посчитали их ограничением прав человека

  

  Вчерашнее заседание Милли Меджлиса началось с минуты молчания в память о погибших в Шуше и Азербайджанской государственной нефтяной академии.

Далее в парламенте было выдвинуто предложение о создании депутатской следственной группы в связи с трагедией в бакинском вузе. Депутат Игбал Агазаде заявил, что для проведения в короткие сроки объективного следствия необходимо создание депутатской следственной группы. Однако спикер парламента Октай Асадов в ответ на это сказал, что в правоохранительных органах уже создана следственная группа в связи с трагедией, а деятельность следственной группы находится под прямым контролем президента, и нет необходимости в беспокойстве о ходе следствия.

Предложение И.Агазаде было поддержано и его коллегой Арзу Самедбейли. Высказывая свое отношение к террористическому акту в АГНА, депутат выразил недовольство непрофессионализмом наших правоохранительных органов. "Мало того что наша полиция не смогла предотвратить этот акт, так она явилась на место происшествия спустя 20 минут. И это при том, что акт террора произошел чуть ли не под носом у сотрудников 22-го отделения полиции", - сказал он.

Однако, как было указано выше, спикер свое слово сказал, и инициатива И.Агазаде была благополучно похоронена.

Далее парламентарии приступили к обсуждениям изменений и дополнений к закону "О свободе вероисповедания". Представившая депутатам предлагаемые изменения председатель парламентского комитета по правам человека Рабият Асланова сообщила, что в стране в общей сложности 1750 мечетей, но лишь 500 из них официально зарегистрированы. Депутат подчеркнула, что из действующих на территории страны 533 религиозных общин 32 - неисламские. "Есть религиозные общины, действующие не в мечетях, а в частных квартирах", - добавила она.

Согласно предлагаемым изменениям, до 1 сентября должна пройти перерегистрация всех религиозных общин. Госкомитету по работе с религиозными образованиями предоставляются дополнительные полномочия, а в связи с ликвидацией регистрации общин в закон добавлен целый параграф из девяти пунктов. В этих пунктах сказано: религиозная община может быть ликвидирована решением учредителей, при ходатайстве исполнительных органов перед судом, при принуждении к вероисповеданию, при создании помех для светского образования, при совершении действий, направленных на террор и его финансирование.

Изменения предполагают и ужесточение в вопросе деятельности религиозных общин. В частности, предлагается, что религиозная община может действовать лишь по указанному в регистрации адресу. Кроме того, в заявлении для регистрации должны быть указаны не только реквизиты организаций, но и история создания общины, формы и методы деятельности, традиции, отношение к семье, браку и образованию, а также перечень ограничений для членов общины.

Помимо этого, изменения в закон предполагают и порядок отказа от регистрации. Это возможно, если община не выполнила задачи, поставленные перед ней, и если эта религиозная структура не признана таковой.

Как отметила Р.Асланова, в связи с этими изменениями в УК страны введен параграф 167-1, касающийся принуждения к вероисповеданию. При выявлении подобных фактов будет применен штраф в размере от 500 до 1000 манатов, а также условное лишение свободы на два года или принудительные работы. Если будет выявлено, что такие действия совершаются со стороны должностных лиц, то штраф составит от 1000 до 2000 манатов, а срок лишения свободы - от двух до пяти лет.

"Закон был принят в 1992 году, за минувший период в законе возникли "пустоты", и взаимоотношения "власть-государство" не отражают сегодняшние реалии, национальные интересы и ценности, - сказала Р. Асланова.

Она отметила, что первое дополнение в закон было сделано в 1997 году, когда иностранцам и лицам без гражданства запретили проведение религиозной пропаганды. Однако это не позволило пресечь "вредную миссионерскую деятельность". "Существуют такие религиозные секты, которые запрещены в странах Европы, но свободно действуют в Азербайджане", - сказала депутат.

По ее словам, необходимо навести порядок и в деле регистрации религиозных общин и определить законом статус Управления мусульман Кавказа. Для регистрации исламских общин будет необходимо заключение УМК, в отличие от христианских и иудейских общин. Она отметила также, что в целом значение мнения УМК возрастает и будет играть роль при решении вопросов о строительстве мечетей и ликвидации той или иной религиозной общины.

"Данные дополнения предусматривают совершенствование этого закона, в частности, предусматривается запрет религиозных групп, пропагандирующих насилие, обеспечивается равноправие религиозных конфессий, изменения в регистрации и ликвидации религиозных структур", - сказала она.

Предлагаемые изменения вызвали бурное обсуждение депутатов. В основной своей массе депутаты поддержали поправки. Однако оппозиционные депутаты высказались против. По их мнению, ужесточение приведет к радикализации и уходу религии в подполье. А депутат Панах Гусейн открыто заявил, что все эти ужесточения исходят из администрации президента.

В свою очередь депутат Сиявуш Новрузов отметил, что Азербайджан - толерантная страна, однако в некоторых вопросах есть проблемы. "В Азербайджане люди часто присоединяются к различным сектам. У нас есть совершенная религия - ислам, но мы не можем правильно преподнести ее своим гражданам", - сказал он. Затем депутат подверг резкой критике деятельность Управления мусульман Кавказа, отметив, что "сегодня в стране на поминках на стол подают бананы, виноград и другие фрукты". "Аренда траурных палаток стоит дороже, чем организация свадьбы в доме торжеств". "Почему Управление мусульман Кавказа ни разу не приняло фетву в связи с этим? Должны быть приняты меры. Сегодня в Азербайджане можно столкнуться с тем, что поминальные церемонии ведут бывшие участковые инспектора и лица, имеющие судимость. И это при том, что подобные мероприятия должны вести способные, имеющие религиозное образование люди", - сказал он.

Он также отметил, что УМК выдает лицензии на колбасу (в данном случае имеется в виду подтверждение факта отсутствия в колбасном изделии свинины, употребление которой в исламе запрещено - авт.). "Разве Папа Римский когда-нибудь выдавал такие лицензии?" - задался вопросом С.Новрузов.

Депутат также затронул вопрос пожертвований и, говоря на эту тему, он сыпал вопросами: "Куда идут деньги, бросаемые людьми в урны для пожертвований? Выплачиваются ли налоги с этих сумм? Почему не даются отчеты о расходах? В Грузии такие средства расходуются на проведение операций на сердце детям. Это народные деньги. А куда идут они у нас? Это должно быть разъяснено". Представитель правящей партии также добавил, что сегодня в Азербайджане во всех сферах идут реформы, и прогресс налицо. По его мнению, реформы должны коснуться и религиозной сферы: "И как можно скорее, прямо с сегодняшнего дня. Религия должна пропагандироваться на уровне, достойном нашего народа".

В итоге после обсуждения поправки в закон "О свободе вероисповедания" были приняты большинством голосов.

Вышеупомянутые изменения вызвали неоднозначную реакцию и в обществе. В частности, Центр по защите свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) выступил с заявлением. В нем говорится, что религиозная свобода является составной частью свободы вероисповедания. "Считаем, что в стране существует острая необходимость в части мер, призванных обеспечить свободу совести, создания условий для полноценной просветительской деятельности, обеспечения прозрачности деятельности общин. По сути же, мы наблюдаем тенденцию, обратную отмеченным моментам. Предлагаемые изменения увеличивают число ограничений, запретов, бюрократических препон. А это - не что иное, как серьезные факторы, препятствующие положительным изменениям в области вероисповедания, развитию в этой части".

Как отмечается в документе, во всем мире религиозные общины имеют статус НПО, и их регистрация производится в соответствии с данным статусом. В Азербайджане же регистрация религиозных общин и без того была значительно затруднена по сравнению с НПО, а с актуализацией предложенных изменений данная процедура будет еще больше усложнена. В то время как в мире происходит развитие прав человека, в Азербайджане словно идет откат к старой, советской реальности".

В заявлении обращается внимание и на противоречие предложенных изменений в Основной закон страны: "В Конституции Азербайджана закреплено право на индивидуальное и коллективное отправление вероисповедания, выражение веры. Так, ст. 48 нашей Конституции полностью гарантирует эти права. Здесь содержится однозначное утверждение: "Каждый обладает правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию, ... , выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии"

Кроме этого, статья 18 Пакта ООН о гражданских и политических правах, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека ООН, ст. 9 Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека, к которым присоединился и Азербайджан, однозначно подчеркивают приоритетность свободы вероисповедания, и подтверждают право на индивидуальное и коллективное отправление религиозных ритуалов.

А статья 58 Конституции Азербайджана безоговорочно подтверждает право граждан на объединение: "I. Каждый обладает правом свободно объединяться с другими. II. Каждый обладает правом создавать любое объединение, ... или вступать в уже существующее объединение. Свободная деятельность всех объединений гарантируется".

71-я же статья нашего Основного Закона гарантирует полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина: "I. Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, является долгом органов законодательной, исполнительной и судебной властей. II. Никто не может ограничить осуществление прав и свобод человека и гражданина. V. Ни одно положение Конституции не может истолковываться как положение, направленное на упразднение прав и свобод человека и гражданина".

В VI пункте той же статьи закреплено прямое действие прав и свобод: "На территории Азербайджанской Республики права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно".

"Как видим, наша Конституция исключает принятие вышеуказанных изменений в закон. Наряду с этим следует также отметить и то, что коль скоро объявленной целью предложенных изменений является борьба с радикализацией от религии, надо отметить, что на самом деле они приведут к совершенно противоположным результатам. Так, подобные ограничения и запреты льют воду на мельницу спекулянтов от религии и создают благодатную почву для их деструктивной деятельности", - отмечается в заявлении.

Как говорится в документе, учитывая вышесказанное, авторы заявления выражают большую надежду, что здравый смысл одержит верх, и изменения будут вновь проработаны в направлении дальнейшего улучшения условий деятельности общин, развития религиозного просвещения, более полного обеспечения прав и свобод граждан.

 

 

      Теймурханлы  Ф.

 

Зеркало. -2009. -9 мая. С.3,4.