"Остаться Человеком и никогда не терять это качество",

или Оперный фестиваль возможен и в Азербайджане

 

Яркая постановка оперы "Севильский цирюльник" с участием заслуженных артистов оперного театра Инары Бабаевой, Гасана Энами, Али Аскерова, Авяза Абдуллаева, Акрама Поладова под управлением дирижера Азада Алиева произвела сильное впечатление. Зал был увлечен действием на сцене, артистичностью героев и выражал восторг. Заряженная энергией и настроением этого живого представления, я решила взять интервью у главного героя - Фигаро - Авяза Абдуллаева, заслуженного артиста Азербайджана, лауреата Президентской премии и международных конкурсов вокалистов имени Бюльбюля и М.Глинки.

 

- С каким чувством вы приняли предложение петь Фигаро, одну из сложнейших и блистательных ролей в оперном искусстве?

 

- Я давно ждал этого дня, с тех пор, как поступил в консерваторию. Это высокая честь - петь Фигаро после выдающегося Муслима Магомаева.

 

- Как вы работали над ролью? Ваши герои обычно серьезны, драматичны и даже трагичны - полная противоположность "Цирюльнику".

 

- Я очень основательно изучал эту интересную и одновременно сложную роль. Поначалу я прочел пьесу острослова Бомарше, на сюжет которой написана опера. Много книг пересмотрел на эту тему, а также отзывы выдающихся певцов о стиле, рекомендации по исполнению, изучал грим, костюмы, различные трактовки сюжета... Меня поразила меткость определения выдающейся певицы Ренаты Скотто. Она обозначила эту оперу как "пять в одном" - силы и энергия, затраченные на исполнение "Цирюльника", равны пяти драматическим операм!

 

- Выражение "Фигаро здесь - Фигаро там" понятно всем. Но не всем известно, что это образ ловкого, энергичного, изворотливо-предприимчивого весельчака. Что интересно вам в его характере?

 

- Формула его характера и поведения...

 

- А именно?

 

- Фигаро - это наисложнейшая роль в актерском плане, в том смысле, что веселость и насмешливость не должны превратиться в шутовство. Он не мелкий повеса, не наивный простачок. Его главная черта - идти на риск, не думая о последствиях, но... как бы сложно ни было, выстраивать ситуации так, чтобы было выгодно лично ему.

 

- Сколько потребовалось вам на освоение этой роли?

 

- Мне и Гасану Энами выделили один месяц на подготовку. Мы занимались по 6-8 часов каждый день без выходных. И все это время вместе с нами трудилась наш концертмейстер, пианистка Роза Мамедова.

 

За что ей огромная благодарность.

 

- Я знаю вас со студенческих лет. Я обратила внимание не столько на ваш красивый голос, сколько на то, что он мог выражать..ам был интересен поиск художественной правды и вы думали нетипично.

 

- Да, вы не ошиблись, я любознателен, мои интересы очень разнообразны. Мне практически интересно все, что интересно. У каждого человека есть чему поучиться. И если быть внимательным, даже муравей может стать учителем...

 

- Вы росли в музыкальной семье?

 

- Нет, в моей семье никто не играл и не пел.

 

- Какую музыкальную школу вы закончили и у кого?

 

- В музыкальной школе я не учился. Я закончил общеобразовательную десятилетку в Баку.

 

- А все-таки, где и когда обнаружились вокальные данные?

 

- В школе у меня больше проявлялись желания, чем способности. Я хотел, чтобы было много уроков рисования, пения и труда, и все время думал, почему таких предметов так мало...

 

- Вы не любили школу? Вам было трудно учиться?

 

- Нет, я учился успешно по всем предметам. Я не любил учителей, для которых сам предмет был больше, чем ученик.

 

- Вы хотели к себе большего внимания?

 

- Я хотел больше увлеченности, творчества, но тогда, еще ребенком, не понимал определенно, чего именно... По советам учителей школы я поступил в Академию авиации, а это - расчеты, чертежи, высшая математика и прочее и прочее... Я закончил институт с отличием по специальности авиационный инженер-механик.

 

- А где же вокал?!

 

- В институте меня окружали интересные ребята. Однажды один из них принес кассеты с записями Бюльбюля, Бейбутова, Магомаева. Я увлекся их голосами, стал подражать.

 

- Ну а когда же голос?

 

- Однажды летом 2001 года мы отправились с друзьями в Губу на отдых. В автобусе мы распелись и громче всех - я. Одна из женщин среди пассажиров спросила, кто я и откуда. Этой женщиной оказалась Ирада ханум, активная участница Общества женщин Азербайджана во главе с председателем Земфирой Вердиевой. Они подсказали мне обратиться в консерваторию. Меня прослушали и приняли на второй курс.

 

Вот так для меня в 27 лет открылся новый неизведанный мир музыки. Этим людям я буду благодарен всю жизнь. БМА и оперная студия стали моим вторым домом. Педагоги заботливо воспитывали во мне музыканта-певца. Мой учитель, гуру, наставник, Гюльахмедова-Мартынова - неотъемлемая часть моей творческой жизни. А также "золотые руки" оперного театра - Малахат Исмайлова. Мне довелось брать уроки у таких корифеев, как Лютфияр Иманов, Фидан Касимова, Мурсал Бадиров и многие другие.

 

Мне повезло, что на мое становление повлияла среда и атмосфера консерватории, оперной студии, театра, капеллы, возглавляемые такими известными деятелями, как Акиф Меликов, Фархад Бадалбейли, Гюльбаджи Иманова, Азад Алиев, содействующие развитию искусства нашей страны.

 

- Вы принимали участие в зарубежных поездках?

 

- Да, было несколько поездок с творческими коллективами в Италию, Францию, Германию, где проводились Дни культуры Азербайджана. Наша страна открывает себя миру, и мир принимает ее культуру восторженно! Меня охватывает гордость, вдохновение, ответственность за то, что мы посланники нашей страны.

 

- Какими особо запомнившимися впечатлениями вы могли бы поделиться?

 

- В Германии в Дни культуры Азербайджана после концерта ко мне подошел пожилой мужчина. Он был расстроен, глаза - заплаканы, он благодарил меня...

Елена Богаевская 

Зеркало.- 2009.- 14 ноября.- С. 25.