Награда пришла из Германии

 

Фазиля Самедова: 60 лет служения профессии

 

Примерно с месяц назад от знакомых сотрудников Института нефтехимических процессов имени Ю.Г.Мамедалиева я услышала о том, что заведующая одной из лабораторий их института, доктор технических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Фазиля Самедова удостоена в Германии звания «Почетный ученый Европы» и весьма престижной медали «Александр Гумбольдт». Несколько позже эту информацию, со ссылкой на сообщение НАНА, распространил и АзерТадж. Естественно, я очень обрадовалась такой новости: ведь всегда приятно узнать об очередном успехе не просто героини твоей публикации – я рассказывала несколько лет назад на страницах печати о научных достижениях нашей славной современницы, – а еще и человека, ставшего тебе близким.

Решив непременно поздравить ученого, я позвонила ей. Однако после слов благодарности верная себе Фазиля ханым, человек чрезвычайно скромный, призналась мне, что вовсе не ожидала такой высокой профессиональной награды – произошло-то, мол, все это в ее отсутствие, в Ганновере, куда она, хотя и была приглашена для участия в Международном научном форуме Президиума и Научного совета Европейской академии естественных наук, но по некоторым обстоятельствам так и не поехала. Правда, послала туда тезисы двух своих уже увидевших свет в печати научных докладов, посвященных использованию в процессах нефтепереработки и нефтехимии в качестве сверхкритического флюида двуокиси углерода и вопросу об альтернативном углеводородном сырье, которым названа нефть из нефтенасыщенных земель. Тезисы, судя по отзывам, заинтересовали участников научного форума.

Но еще больший интерес вызвала в Германии выпущенная в прошлом году под редакторством академика Мусы Рустамова, которому принадлежат немалые заслуги в области нефтехимии, и вице-президента Азербайджанской государ-

ственной нефтяной компании Хошбахта Юсифзаде, кстати, удостоенного недавно звания «Почетный ученый турецкого мира», книга Фазили Самедовой «Нефти Азербайджана». Это серьезный 420-страничный научный труд, плод тридцатилетних исследований ученого, по праву названный редактором журнала «Нефтяное хозяйство», академиком Ибрагимом Гулиевым «энциклопедией азербайджанских нефтей». В ней собраны и систематизированы результаты научного определения состава и свойств азербайджанских нефтей, в том числе добываемых на глубоководных морских месторождениях «Гюнешли», «Азери», «Чираг», которые включены в «Контракт века», подписанный великим Гейдаром Алиевым и успешно осуществляемый ныне. Эта книга была презентована в Государственной нефтяной компании Азербайджана. Как выяснилось, вскоре после издания ее увезли в свою страну немецкие ученые, посетившие Азербайджан.

Несомненно, и этот научный труд, и высланные к форуму тезисы не могли не заинтересовать ученых, специалистов в области нефтепереработки и нефтехимии. И конечно же, и они тоже, пусть даже чуть-чуть – ведь имя Фазили Самедовой достаточно известно в научном пространстве мира, – стали дополнительным, но очень весомым основанием для присвоения нашей соотечественнице почетного титула ученого европейского масштаба и авторитетной медали.

В отличие от самого ученого, никогда не выпячивающего свои заслуги, я вовсе не удивилась этой награде – нетрудно догадаться, какое огромное значение имеют научные разработки азербайджанского нефтехимика не только для Азербайджана, но и для других нефтяных стран. Вот почему ее исследования так интересны ученым мира. Вот почему избрана она еще и действительным членом Нью-Йоркской академии наук.

Впрочем, как я уже отметила, Фазиля Самедова довольно спокойно относится ко всем своим регалиям и знакам особого признания ее научных достижений, считает, что ничего сверхъестественного не делает, а просто честно работает, то есть живет, так как работа для нее и есть жизнь. И все же об одной награде Фазиля ханым говорит с трепетом: это орден «Шохрат», которым ее удостоила Родина.

К сожалению, бывает, что в своей стране ученые подчас менее известны, чем за рубежом. Руководствуясь желанием исправить эту ситуацию и представить заслуженного деятеля науки Фазилю ханым Самедову нашему читателю, я решила подробнее остановиться на ее научной биографии, вникнуть в тот скрупулезный поиск, который под ее руководством ведется изо дня в день, из года в год в лаборатории исследования нефтей (именно так называют нефть ученые) и технологии масел Института нефтехим-

процессов НАНА.

Направлен этот поиск, как уже отмечено, на изучение состава и свойств нефтей, добываемых из новых скважин и месторождений, что надо знать прежде всего для того, чтобы выдавать рекомендации по их рациональной сортировке и переработке. Помню, как Фазиля ханым с вдохновением рассказывала мне, что именно в их лаборатории были впервые изучены, в частности, состав и структура высокомолекулярных нефтяных соединений, известных как гетероатомные, что именно здесь определены новые методы выделения и функционирования так называемых асфальтенов. А методы, если вспомнить слова нашего земляка, знаменитого физика Льва Ландау, – важнее открытий. Говорила Фазиля ханым так увлеченно, с такой любовью к делу своей жизни, что я, далекий от всего технического человек, невольно заслушалась. Кстати, оказывается именно здесь, в этой лаборатории, решается и такая архиважная задача, как расширение ресурсов сырья, улучшение качества и усовершенствование технологии получения масел, отвечающих мировым стандартам.

Немаловажным научным достижением считают специалисты и то, что лаборатория Фазили Самедовой добилась создания процесса вовлечения углекислого газа в качестве растворителя в очистку нефти и ее тяжелых остатков (мазута, гудрона и др.) от асфальтенов и металлов…

Про Фазилю Самедову в ее родном институте говорят так: она словно родилась исследователем. Наверное, в какой-то степени так оно и есть – все мы рождаемся, возможно, с определенными заложенными в нас способностями. Но ведь надо еще суметь использовать данное свыше. Так вот Фазиля ханым – из тех, кто сумел сделать это. Сумел, благодаря настойчивому труду, способствовавшему развитию заложенного в ней творческого начала.

Не менее ценно и то, что своим исследовательским азартом моя героиня заражает всех, кто с ней работает, своих коллег, многие из которых – ее ученики и последователи в науке. Она любит и гордится ими, с удовольствием говорит об успехе каждого. Довольны работой в лаборатории, возглавляемой Фазилей Самедовой, и сотрудники. Пусть она не дает никому спуску, пусть строга, зато всегда внимательна, всегда готова помочь, направить, несмотря ни на что – ни на усталость (ведь и возраст уже солидный!), ни на занятость. Она понимает, как это важно для молодых ученых – заинтересованная поддержка. Сама прошла через такое. И все двадцать подготовленных ею докторов и кандидатов наук благодарны своему учителюервые научные разработки Фазиля Ибрагим гызы Самедова начала еще в 50-х годах прошлого столетия в аспирантуре Московского нефтяного института имени И.М.Губкина и в Азербайджанском индустриальном институте (ныне Нефтяная академия). Позже они были продолжены ею уже в Институте нефтехимпроцессов. Фазиле ханым всегда было о чем доложить коллегам, участникам самых элитных научных собраний, с трибун которых и звучал ее голос. Она всегда несла новую, имевшую колоссальное практическое значение информацию, оставаться равнодушными к которой ученые попросту не могли. Так было в Германии, Англии, Франции, России, Ираке, Турции… Потому, наверное, Ф.Самедову, представителя азербайджанской нефтехимической науки, неоднократно избирали членом ряда Ученых советов и Специализированных научных комиссий и за пределами нашей страны.

За последние пять лет, что минули со времени моей первой публикации, посвященной этой, я бы сказала, героической женщине, свидетельств ее кипучей научной деятельности стало много больше: теперь у нее почти 450 опубликованных работ, в их числе 16 монографий. В ее активе около 70 изобретений и патентов. Она по-прежнему без устали сотрудничает в отраслевом журнале, щедро делясь на его страницах результатами своих исследований. И совсем не удивительно, что какой-то отрезок времени в своей жизни Фазиля ханым преподавала в вузе, вела занятия на курсах усовершенствования квалификации руководящих работников нефтехимической промышленности.

Несмотря на большую занятость, моя героиня, человек не только высокого профессионализма, но и широко образованный, духовно богатый, не отказывает себе в удовольствии послушать хорошую музыку, любит ходить в филармонию и театр, старается не пропустить интересного концерта или спектакля.

– Мне иногда кажется, – призналась как-то Фазиля ханым, – что музыка помогает мне лучше думать, находить новые решения разных, в том числе, если хотите, и научных проблем.

В этой связи мне вспомнились слова нашего замечательного архитектора, академика Микаила Усейнова. Музыка, помнится, сказал он, помогает поразмышлять. Впрочем, известно также из литературы, что проведенный на одном из японских предприятий эксперимент показал, как повышается производительность труда у людей, работающих при музыкальном сопровождении. Может, и впрямь музыка активизирует мозг ученого и способствует решению им кажущихся трудно разрешаемыми задач?..

Но для этого, думаю, надо обладать еще и некой тонкостью души, восприимчивостью к прекрасному и даже, если хотите, способностью вознестись куда-то ввысь. Мне почему-то кажутся правыми те, кто считает, что научная работа, как любое другое творчество, не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле. Можно ли отнести все это к моей героине? И тут мне вспомнились дни нашей первой встречи с Фазилей ханым

1999-й год, Гаага, Всемирный форум «Призыв к миру», делегация женщин Азербайджана. И мы – в этой делегации. Фазиля ханым показалась мне поначалу какой-то неподступной, необщительной, даже скучной (я уже знала, что она – нефтехимик, занимается наукой). Но первое впечатление оказалось, к счастью, ошибочным. Буквально каждый день я открывала для себя новую Фазилю Самедову. Помню, как вглядывалась она в полотно великого Рембрандта в одном из амстердамских музеев, с каким удивлением и восторгом любовалась разноцветьем знаменитых голландских тюльпанов в парке Кекенхоф

Теперь-то, спустя более десяти лет со времени поездки в Голландию, общаясь с Фазилей ханым, я поняла: она из тех, кто даже в нашем с ней преклонном возрасте способен сохранять состояние постоянного удивления, способность восторгаться, умение любить людей.

Как мне показалось, в числе тех, с кем Фазиля ханым с радостью встречается, оказалась и я, автор этих строк, чем, признаюсь, очень горжусь. Будучи прекрасной хозяйкой, этот большой ученый с удовольствием стоит у плиты, чтобы приготовить, скажем, знаменитый и, кстати, любимый мною шамахинский суджух, обильно обсыпать его грецкими орехами и удивить кулинарным искусством гостей. Нередко за столом у Фазили Самедовой собираются члены ее семьи. Теперь, после того как покинул этот мир муж Фазили ханым Рагим Гамидов, тоже доктор химических наук, это дочь Наиля, геофизик, унаследовавшая родительскую любовь к науке, это внук Кямиль, выпускник Экономического университета, и другие. Они приходят, чтобы рассказать старейшине семьи о делах своих, услышать добрый совет.

Однако не все и не всегда было гладко в жизни и у Фазили Самедовой. Но я давно заметила, что она во все времена твердо верила в удачу и в свою счастливую звезду. И чем больше работала, тем удачливее и счастливее становилась. Вот такая закономерность, сформировавшаяся, наверное, благодаря богатому жизненному опыту ученого и, думаю, в неменьшей степени, ведущим ее по жизни нравственным принципам, которые учили ее тому, как стать достойной счастья.

Что ж, удачи и счастья Вам, Фазиля ханым!

 

Эльмира АЛИЕВА

 

Каспий. – 2012. – 25 февраля. – С. 9.